Показания Олега Митволя, владеющего компанией «КрасноярскТИСИЗ», получившей договор на проектирование метро, опубликовал сайт РБК. Часть из них приводится дословно.

Митволь впервые узнал о контракте на проектирование метро в 2018 году, когда входил в состав красноярской делегации Минприроды РФ в качестве внештатного консультанта министра природных ресурсов страны Сергея Донского.

«В то время Донской прилетел на совещание по вопросам экологии в Красноярск, где был сделан доклад кого-то из краевого министерства про то, что основными загрязнителями воздуха являются не заводы и предприятия, а автомобили», — говорится в показаниях Митволя.

На допросе Митволь рассказал, что вместе с Донским они пришли в кабинет губернатора Александра Усса («Единая Россия»), где разговор зашел о срочной реанимации проекта метрополитена. Губернатор сказал, что метро ранее проектировалось при участии специалистов «КрасноярскТИСИЗа», и спросил, готовы ли они сейчас принять в нем участие. Митволь за несколько недель до этого как раз выкупил 100% акций ТИСИЗа и согласился.

«КрасноярскТИСИЗ» был единственным участником, подавшим заявку на тендер. При этом директор Владимир Жарков был недоволен участием компании в госконтракте такого масштаба, потому что трест испытывал дефицит специалистов и оборудования, но Митволь настоял на участии, приводит РБК показания фигурантов дела. Ответственным за проект сделали Алексея Коршикова, специалиста, приглашенного в Красноярск из Москвы.

По словам Жарков, Митволь лично заключил с предприятием договоры займов на сумму около 250 млн рублей под 15% годовых. Он дал деньги своей же компании в долг для выполнения различных контрактов и на текущую деятельность, не связанную с проектом метро. А в 2019 году из федерального бюджета на счета «КрасноярскТИСИЗа» поступило 742,2 млн и 227,9 млн рублей, еще около 5 млн — из бюджета Красноярского края. После первого же перевода Митволь якобы дал указание вернуть ему долги с процентами, а также рассчитаться с частью субподрядчиков, говорится в показаниях Жаркова.

Губернатор Усс постоянно требовал от Митволя отчета о реализации проекта — особенно руководство края интересовало количество пробуренных скважин. Данные, полученные при бурении, показали бы реальную картину геологической обстановки на месте строительства.

К бурению «ТИСИЗ» приступил в сентябре 2019 года. К совещанию у Усса и главы правительства региона Юрия Лапшина в декабре 2019 года удалось пробурить 65−70 скважин, утверждал Митволь. Но руководство края указало, что надо ускорить работы. И, как считает следствие, сотрудники «КрасноярскТИСИЗа» «создали видимость выполнения программы инженерно-геологических изысканий по первому и второму этапам строительства». Из 642 скважин субподрядные организации и трест пробурили около 200, но документы были сфабрикованы на все скважины, утверждает следствие.

В документацию, которую сотрудники «ТИСИЗа» передали заказчику — Красноярскому краевому транспортному управлению — вошли акты приемки-передачи и счета-фактуры, но, по версии следствия, в них были недостоверные сведения о полном выполнении обязательств по контракту и подготовке документов для Главгосэкспертизы.

Но в госэкспертизе сообщили следствию, что отчет по результатам инженерно-геологических изысканий является недостоверным и непригоден для подготовки на его основании проектной документации.

«По словам Митволя, о том, что на момент подписания актов приемки работ Красноярский ТИСИЗ не пробурил необходимое количество скважин, знали министр транспорта Красноярского края Димитров и председатель краевого правительства Лапшин», — пишет РБК.

Более того, для создания видимости исполнения обязательств по контракту сотрудники компании направили в Главгосэкспертизу результаты инженерных изысканий, проектную и сметную документацию, подготовленную институтом «Харьковметропроект» для красноярского метро еще в 1989 году. То есть явно устаревшие документы, считает следствие.
Эту информацию подтвердил Митволь: «Нами использовались старые инженерные изыскания, которые, как в последующем выяснилось, использовать нельзя. Но они были включены в проект и были переданы в краевое транспортное управление под видом новых работ, выполненных предприятием для передачи в Главгосэкспертизу России. При проведении экспертизы мы исправили часть работ».

Регулированием вопросов с госэкспертизой занимался сотрудник ООО «Консалтинговый центр «Бизнес-Информ-Анализ» (компания участвовала в проектировании Крымского моста и нескольких объектов РЖД) по фамилии Титов. По словам Митволя, именно этот сотрудник постоянно предлагал ему схемы по упрощению подачи документов на экспертизу и заверял, что может решить проблемы в Главгосэкспертизе.

И в августе 2021 года госэкспертиза выдала положительное заключение повторной экспертизы.