По оценкам участников рынка Новосибирска, наружная реклама — один из самых популярных видов распространения контента для горожан, который требует постоянных инвестиций, чтобы идти в ногу со временем.
Рекламщики говорят, что организовывать и поддерживать такой бизнес долго, дорого и сложно. Подбор мест, участие в аукционах и конкурсах, инвестиции в новое оборудование и программное обеспечение, разработка дизайна, изготовление и эксплуатация конструкций — те этапы, без которых невозможно получить разрешение на установку рекламного оборудования, невозможно осуществлять успешную деятельность.
Развитие отрасли может идти лишь при плодотворном сотрудничестве регулятора, которым выступает комитет по рекламе мэрии и другими участниками рынка.
«Многолетняя задача такой совместной работы — обеспечить динамичное развитие рекламной отрасли с учетом интересов жителей города и городского бизнеса, который активно использует наружную рекламу для постоянной коммуникации со своими потребителями. Способствовать привлечению в отрасль инвестиций, бюджетов федеральных брендов и рекламодателей. Нужно постоянно помнить, что города конкурируют между собой за привлечение рекламных бюджетов, а наружная реклама конкурирует с другими медиа», — рассказал Тайге. инфо один из участников этого рынка.
Глава комитета по рекламе Олег Хорошунов рассказывал Тайге. инфо, что «времена бездумного развития этого рынка прошли», анонсировал существенное сокращение рекламных конструкций в Новосибирске и намекнул на новые форматы взаимодействия с операторами.
«Инструментов и возможностей у нас, как у регулятора, хватает. В следующем году мы уже начинаем действовать совсем другими методами. То есть не мы пойдем к рынку, а рынку придется подстраиваться под те решения, которые мы примем»", — говорил Хорошунов Тайге.инфо.
Участники рынка оценили заявления и последующие действия Хорошунова как «регулирование из 90-х годов», заявив, что угрозы зарезервировать уже включенные в схему сотни конструкций под муниципальные нужды могут быть формальным поводом, чтобы снести установленные щиты и пересмотреть условия договоров.
По их мнению, если этот подход будет осуществлен, то в разы будут увеличены расходы операторов на оплату размещения существующих конструкций. Это приведет к вынужденному повышению цен для рекламодателей и разбалансировке сложившегося за долгие года рынка.
«Сегмент городского малого и среднего бизнеса, который точно не осилит такое повышение бюджета на наружную рекламу, будет фактически лишен возможности продвижения через один из главных каналов связи со своими потребителями. Есть вероятность банкротства операторов. Ведь они привлекли кредиты, инвестировали собственные средства, провели огромную работу в расчете на десятилетний цикл. Неуважительное отношение к предпринимателям, как к расходному материалу, даже в России с ее сложной историей и то уже считается чем-то неприличным», — говорит один из участников рынка.
Собеседник редакции уверен, что эта ситуация может привести приведет к коллапсу всей отрасли, поскольку бюджеты федеральных рекламодателей будут перераспределены в пользу других российских мегаполисов из-за спровоцированного регулятором резкого роста цен на услуги рекламного размещения в Новосибирске. К этому могут привести и случаи, когда предпринимателю после победы на аукционе отказывают в выдаче разрешения на использование рекламной конструкции. По мнению рекламщиков, это может привести к тому, что крупные компании будут отказываться от инвестиций в рынок Новосибирска.
Участники рынка готовы отстаивать свои интересы в судебном порядке. Ряд инвестров уже обратился в суд и прокуратуру.
Игорь Салов, который сейчас возглавляет региональное отделение «Опоры России» считает, что власть под благовидным предлогом демонстрирует «отсутствие необходимой квалификации» в конфликте с операторами рынка наружной рекламы. Он уверен, что власть должна быть предсказуемой в своих решениях, а если постоянно менять «правила игры», то ничего хорошего не получится. Методы работы мэрии Новосибирска с операторами наружной рекламы Салов сравнил со слоном в посудной лавке.
«Сегодня мэрия якобы наводит порядок перед международными соревнованиями. То есть мы наводим порядок в городе только перед приездом сюда гостей? Получается, что раньше порядок не наводили? Я не согласен с таким подходом. Я считаю, что системное регулирование и поддержание порядка — это главное, что должны делать органы власти. Они должны формировать прозрачные условия для бизнеса и находится в диалоге с ним, — рассказал Салов Тайге.инфо. — Удивительно наблюдать, что мэрия действует столь неадекватно. Ведь есть схема размещения рекламных щитов, она создавалась не вчера. Над ней работало большое количество специалистов в разные годы. Предприниматели [в части сокращения числа конструкций] никогда не сопротивлялись мэрии, с пониманием подходили к этим вопросам».
Салов высоко оценил новые правила размещения информационных вывесок на зданиях и сооружениях. Он уверен, что «информационным шумом» необходимо заниматься, но как эксперт не может понять, почему эти правила «перекочевали в сферу регулирования размещения рекламных конструкций».
Салов считает, что аргументы мэрии и происходящее в реальности не стыкуются между собой.
«Сокращение рекламных конструкций — нормальный процесс, но почему он осуществляется в такой уродливой форме? Любые дополнительные издержки бизнеса в итоге негативно скажутся на конечном потребителе и на доходной части бюджета города, — считает он. — Главное в отношении бизнеса и властей - это предсказуемость и взаимное выполнение гарантий. А когда демонстрируется такое отношение к процессу и правила игры постоянно меняются, то ничего хорошего не получится».
С этой позицией согласны и в Национальной ассоциации визуальных коммуникаций. Ее президент, Сергей Дубков также считает прозрачность и четкие правила важнейшими частями в сотрудничестве властей и рекламщиков
«Анализ отраслевой практики компаний в сфере наружной рекламы показывает, что в современных условиях органы государственной власти и местного самоуправления не только могут, но и должны выстраивать и реализовывать концепцию эффективных и прозрачных взаимоотношений с добросовестными операторами рынка наружной рекламы, обеспечивая баланс интересов сторон, всецело способствуя оказанию поддержки на региональном и муниципальном уровне в целях стимулирования устойчивого развития рынка наружной рекламы», - говорит он.
Михаил Кузнецов