Тайга.инфо: Как вам пришла в голову идея о книге про Горяева?
— Всё было довольно просто. Я приехал в Новосибирск работать собкором «Комсомольской правды» в 1991 году. Не знал здесь вообще никого. Тогда уже разваливался Союз и, бывая в высоких кабинетах, я часто слышал такую фразу: «При Федоре Степановиче такого бы не было!». Я заинтересовался, что это за Федор Степанович. Так я впервые услышал фамилию Горячев.
Позже познакомился с людьми, которые лично знали Горячева, работали с ним много лет. В 2005 году отмечали 100-летие бывшего первого секретаря Новосибирского обкома. Я тогда уже накопил немало материала и написал очерк «Мастер власти». Люди, которые его прочитали в газете, сказали мне, что было бы правильно взяться за книгу. Я работаю над ней и надеюсь, что к следующему юбилею Горячева она увидит свет.
Тайга.инфо: Вы начали книгу с рассказа о семье?
— Да, речь идет не только о работе Горячева в Новосибирске. Я много беседовал с его дочерью, людьми, которые его хорошо знали. Логично начать рассказ с самого начала, ведь без этого некоторые вещи в его биографии было бы сложно понять.
Федор Степанович родился в Чувашии 24 сентября 1905 года в семье крестьянина. Интересно, что у него был настолько замечательный слух, что он по говору мог определить, из какого района республики человек приехал. Позже он говорил, что выбирал между профессией оперного певца и горного инженера. В итоге занялся вторым.
Кстати, воспоминаниями о своем жизненном пути Федор Степанович делиться любил, поэтому многие запомнили истории, рассказанные им. Например, о том, как выбирали комсомольского секретаря. И один дед предложил: «А давайте Федьку Горячева! Он из наших парней самый дурной».
Тайга.инфо: Так и пошел по руководящей стезе?
— Так получилось, что на производстве Горячев никогда не работал. Трудился в комсомоле, был учителем и директором железнодорожной школы. В 1930 году поступил в Горный институт, проучился там четыре года, а затем ЦК партии его отозвал на работу в политотдел в Башкирии.
Тайга.инфо: Горячев был первым секретарем в трех обкомах. Почему?
— Если считать еще работу в Пензенском обкоме, но не в должности первого секретаря, то он поработал даже в четырех регионах. Раньше партия решала, кому и где работать, а если точнее, то секретариат ЦК КПСС, а иногда и лично товарищ Сталин. Горячев именно из-за отзыва на новую работу дважды учился в школе парторганизаторов: сначала в 1939 году, а потом в 1943—1945 годах. Надо сказать, что при Сталине была очень развита система ротации кадров: на одном месте долго никто не засиживался. Первым секретарем Тюменского и Калининского обкомов КПСС Горячев оставался по четыре года.
Тайга.инфо: В Новосибирской области Федор Горячев появился в 1959 году. И остался он здесь надолго.
— Никита Хрущев, уже прочно войдя во власть, начал расставлять свои кадры. А Горячев, надо сказать, был настоящим мастером политического эквилибра. Думаю, что он чем-то угодил Хрущеву и получил назначение. Но Новосибирская область тогда не была в фаворе, поскольку давала мало сельскохозяйственной продукции. Хрущев на это обращал огромное внимание. Он ориентировал Горячева именно на развитие сельского хозяйства, ну, и целинная эпопея нашей области тоже коснулась.
Надо сказать, что Хрущев угадал: Горячев самое пристальное внимание уделял именно сельскому хозяйству. Например, при строительстве автомобильного завода в Новосибирске первый секретарь обкома долго от него открещивался, упирая на то, что начнутся проблемы с экологией. В результате автозавод построили в Минске, а в нашем регионе Горячев продолжал заниматься своим любимым коньком — сельским хозяйством.
Не знаю ни одного новосибирского промышленника, который мог бы что-то интересное поведать о Горячеве, но вот в сельских районах о нем могут рассказать немало. Он знал, например, всех лучших доярок в области, мог на каком-то активе спросить, как здоровье мужа, которого знал по имени, поинтересоваться планами детей. В этом смысле он был человек уникальный.
Тайга.инфо: Думал ли он, что будет руководить областью почти два десятка лет?
— Я думаю, что ему это нравилось, он этого хотел. В Новосибирской области Горячеву было комфортно, поэтому он и не думал ни о каком назначении в Москву. Я обсуждал эту тему с его дочерью. Она сказала, что отец говорил ей так: «Лучше быть первым в своей вотчине, чем конкурировать с такими волками, которые собираются в Москве».
Но нужно сказать не только о внимании Горячева к селу. При нем создавали Сибирское отделение Академии наук. Именно тогда Новосибирск начали называть городом трех академий: АН СССР, ВАСХНИЛ, АМН СССР. Областная больница, цирк — это всё строилось при Горячеве. Как-то в разговоре мне один кандидат наук из Академгородка взялся доказывать, что и без Горячева бы все построили. Но это как сказать.
Роль первого секретаря обкома партии в те времена была очень велика. Я уже говорил об автозаводе: не захотел Горячев, вот и не появился у нас свой МАЗ. А вот добиться строительства метрополитена в Новосибирске он очень хотел. Можно сказать, это было рефреном всей его деятельности. Когда Брежнев выступал в Новосибирске в 1972 году, ему подали записку с вопросом: когда в Новосибирске начнут строить метро? Понятно, что записка эта появилась неслучайно. Брежнев ее прочитал вслух и обещал подумать. От ответа он тогда ушел, поскольку ничего конкретного сказать не мог.
В 1976 году Брежнев приезжал в Новосибирск по поводу хлебозаготовок. И в обкоме, когда уже дошли до посошка, он сказал: «Нужен хлеб, давайте план!» На что Горячев ему ответил: «Да соберем мы сколько надо, ты лучше скажи: будет или нет у нас метро?» Брежнев обращался к Горячеву Федя, а тот звал его Леней: у них были дружеские отношения. И тогда Горячев выдавил-таки обещание рассмотреть этот вопрос на Политбюро. Очень много усилий приложил Федор Степанович, чтобы метро в Новосибирске появилось: если бы не его упорство, то ничего бы не удалось.
Тайга. инфо: Горячев был заметной фигурой среди первых секретарей?
— Горячев был мастодонтом. Можно привести такую историю. Хрущев сократил приусадебные участки для населения. Как-то в Ордынке знатная доярка пожаловалась секретарю райкома, что всегда на 7 ноября кабанчика кололи, а вот в этом году ничего не будет. И объяснила почему: земли стало меньше и кормить кабанчика нечем. Это дошло до Горячева. Он позвонил Кириленко, который тогда был секретарем ЦК, а потом напрямую Хрущеву. Сказал, что в Сибири земли полно, и неразумно лишать людей привычных возможностей. Объяснил, что это мнение всех сибирских первых секретарей. И, зная, что Хрущев обязательно его слова проверит, не поленился обзвонить всех секретарей обкомов и заручиться их поддержкой. В этой истории он как раз показал себя и как авторитетный для руководителя государства человек, и как опытный политик.
Тайга.инфо: Горячев доработал до 73 лет на посту главы региона. На пенсию собирался?
— На самом деле он бы еще поработал, если бы не установка сверху на омоложение кадров. Брежнев был ему другом, и я полагаю, что он не хотел Горячева убирать с должности. Горячев как-то в кругу семьи обмолвился, что еще лет пять он поработает первым секретарем. Но на него явно нажали. Пришла шифротелеграмма из ЦК, где все было разложено по полочкам: собрать пленум, Горячева отправить на пенсию, а Филатова избрать. Тут он запаниковал, пробовал дозвониться до Брежнева, но безуспешно. Брежнев не стал вмешиваться, поскольку как раз занимались омолаживанием кадров, а на Горячева в ЦК нет-нет да кто-нибудь настучит.
Тайга.инфо: Он думал о том, кого оставить вместо себя, чтобы обеспечить преемственность курса?
— Нет, он никого не выдвигал. Просто Александр Павлович Филатов, его сменивший, был моложе и прошел хорошую школу первого секретаря горкома. Федор Степанович же уехал в Москву, где ему дали квартиру, в качестве персонального пенсионера союзного значения. Оставаться в Новосибирске он не захотел: очень ему было горько и обидно. Я разговаривал с его лечащим врачом: Горячев очень переживал, что его отправили в отставку несвоевременно.
Тайга.инфо: Но наградами Горячев обижен не был.
— В 1972 году он получил звание Героя Социалистического Труда. У него пять орденов Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Трудового Красного Знамени, орден Дружбы Народов. Просто так усидеть на пенсии он, конечно, не мог. В Москве он возглавил совет ветеранов партийных органов при одном из столичных райкомов. Он часто писал письма в Новосибирск своим соратникам — их оказалось много.
Он по-прежнему интересовался оперой. Кстати сказать, Горячев очень способствовал развитию Оперного театра. Многие наши народные артисты получили свои высокие звания, в том числе, благодаря его большой поддержке. Валерий Григорьевич Егудин как-то рассказал, что после спектакля «Пиковая дама» его вызывали в кабинет к директору, а там Горячев. Он похвалил, но добавил: вот в этом месте надо было петь иначе. И тут же спел!
К концу жизни Федора Степановича настигла деменция. Он надевал костюм и звезду Героя Соцтруда, садился за стол и ждал, когда за ним приедет машина из обкома. Умер Горячев в 1996 году. Похоронили его на Хованском кладбище.
Тайга.инфо: В Новосибирске на здании художественного музея, где когда-то располагался обком, установлена мемориальная доска в честь Горячева, одна из улиц Кировского района названа его именем.
— Памятная доска, отдаленная улица — этого мало с учетом того, что человек сделал для Новосибирска и области. Я ратую за то, чтобы его именем была названа одна из станций новосибирского метрополитена. Многое из того, что у нас сегодня есть и к чему мы привыкли, как к само собой разумеющемуся, появилось именно благодаря Горячеву. В декабре 1978 года его проводили на пенсию, а в январе 1979 года было окончательно принято решение строить в Новосибирске метрополитен. И это, конечно, была самая большая награда в его жизни.
Так что пусть будет станция «Горячевская». Почему нет?
Беседовал Владимир Кузменкин