Фигура женщины ключевая в творчестве Педро, с каждой картиной режиссер все больше эскалирует ее. «Параллельные матери» — это чистокровный Альмодовар: прекрасные виды Мадрида, сочная еда, красный в каждом кадре и провокационный взгляд на привычные темы.
Дженис (Пенелопа Крус) и Анна (Милена Смит) встречаются в роддоме. Несмотря на то, что первой уже 40 лет, а второй нет 18, они сближаются. Обеим придется растить ребенка самостоятельно, мать-одиночка в мире без мужчин — привычный герой вселенной испанского режиссера. Спустя время жизнь Дженис и Анны закручивается в то, что расплести будет совсем непросто, они родят, но каждая будет по-своему несчастлива. Альмодовар не предлагает хитроумный триллер, большую часть ходов вы поймете еще до того, как они свершатся, однако переживать от этого вряд ли станете меньше.
Избегая подмигиваний, как к себе прошлому, так и к другой культуре, испанец создает отдельную историю, которая кажется вполне уместной именно на этом этапе жизни режиссера. Не стоит думать, что «Параллельные матери» — это Альмодовар, которого вы уже видели тысячу раз. Сложность Дженис особенно подчеркивает это. Героиня Пенелопы Крус хоть и живет в парадигме материнской солидарности, так привычной для женщин Альмодовара, но совсем не проста. Ей присущи страхи и неоднозначные эмоции, ее нельзя определить как однозначно хорошую или однозначно плохую. Особенно на эту серую зону героев работает Тереза (Айтана Санчес-Хихон), будто бы альтер-эго самого режиссера. Она понимает, что семья и материнство — это путь вне свободы и самореализации, поэтому предпочитает карьеру актрисы.
Альмодовар отказывается от намеренной стилизации картины, делая упор на динамику. От постмодернизма здесь остались разве что сюрреалистические эпизоды в стиле режиссера Луиса Бунюэля, когда музыка и время, сопровождая реальность, невидимо для зрителя вторгаются в нее. Горки из чувств и эмоций — вот, что предлагает Альмодовар.
Пока история двух матерей скачет от отчаяния к успокоению, тихо и мирно течет вторая ветка, связанная с бывшим любовником Дженис Артуро (Исраэль Элехальде). Археолог-антрополог пытается помочь в раскопках братской могилы, где похоронен прадедушка главной героини.
Кажущаяся в начале лишь придатком основного повествования, она перерастает в основной смысл. Матери-одиночки вынуждены выбирать между семьей и карьерой, выбирать чужое счастье впредь своего. Героини Альмодовара живут там, где мужчины либо на войне, либо ушли от своих женщин. Режиссер трансформирует «Санта-Барбару» про матерей в фундаментальное высказывание об истории всей Испании. И двигаться вперед можно, лишь распутав свое прошлое.
Подготовил Кирилл Букетов