Новый закон вступит в силу в июне 2022 года. Теперь некоторые решения ФССП будет принимать в «автоматическом» порядке, то есть без участия самих приставов. Сейчас не совсем понятно, как будет проходить принятие решений, но по всей видимости исполнительный документ будет генерироваться специальной системой.
Закон устанавливает, что «автоматические» решения будут приниматься в форме стандартных постановлений ФССП, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
В автоматическом порядке может быть вынесена большая часть исполнительных документов:
«Автоматическое» решение будет содержать фамилию и инициалы судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство, и уникальный идентификатор начисления, который, скорее всего, будет использоваться для идентификации документа.
Закон содержит положение о том, что «автоматические» решения могут приниматься в том числе с учетом наличия в ГИС о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в срок денежных штрафов.
Безусловно, это ускорит процедуру взыскания задолженности. Взыскателю не нужно будет специально обращаться в суд или к судебному приставу — при наличии соответствующей информации будет автоматически вынесено решение. «Автоматическое» решение будет направляться должнику в том же порядке, что и обычное постановление.
Как будет выглядеть «автоматический» документ пока неясно. Закон содержит оговорку о том, что требования к формату такого документа будут установлены ФССП по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.
Тренд на «автоматизацию» идет уже давно. И введение автоматического порядка принятия решений ФССП — закономерный шаг в развитии этого тренда.
Но если автоматическая фиксация нарушений ПДД нам привычна, то «автоматическое» принятие решений в области исполнительного производства вызывает вопросы. Первый вопрос — насколько эффективно будет работать система, формирующая «автоматические» решения? На практике мы часто сталкиваемся с ошибками в исполнительных документах — когда долг однофамильца взыскивается с человека, который вообще не имеет отношения к задолженности.
Второй вопрос — будет ли автоматическая система содержать механизмы, позволяющие избежать ошибок?
Предположим, система допускает ошибку, каков порядок ее исправления? Сейчас закон содержит положение о том, заявление об оспаривании «автоматического» решения подается в арбитражный суд по месту совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения, либо по месту ведения исполнительного производства.
Но это касается именно обжалования документа, порядок исправления технической ошибки в законе не рассматривается. В случае ошибки в исполнительном документе мы в первую очередь рекомендуем связаться с судебным приставом, ведущим исполнительное производство, и получить от него консультацию по дальнейшим действиям.