В Новосибирске, как и во многих городах России, проходят акции против введения QR-кодов и принудительной вакцинации. Крупнейшая состоялась на Монументе Славы в Ленинском районе города 5 декабря.
За последний месяц полиция Новосибирска, по подсчетам Тайги.инфо в электронной картотеке ГАС «Правосудие» и базе проекта «ОВД-Инфо»*, возбудила не менее 15 административных дел на активистов — половина из них по статьям, которые подразумевают наказание в виде ареста.
Ленинский районный суд Новосибирска 13 декабря рассмотрел три административных дела по ч. 2 ст. 20.2 КоАП (организация или проведение несогласованного публичного мероприятия) за акцию у Монумента Славы.
Местных жителей Александра Абросова, Елену Юн и Алексея Шмагирёва признали виновными и назначили им штрафы по 20 тыс. рублей, сообщили Тайге.инфо их знакомые.
Шмагирёва решили привлечь к административной ответственности после репоста анонса акции в соцсетях, рассказал адвокатВасилий Дубков.
«Само сообщение [анонса] вызывает вопросы, поскольку там ни слова не было сказано, что это публичное мероприятие, посвященное QR-кодам. Там [было указано], что мероприятие на Монументе Славы посвящено памяти воинам, погибшим в Великой Отечественной войне», — уточнил Тайге.инфо защитник.
Александр Абросов, по словам Дубкова, на той же акции 5 декабря спел песню «Священная война и обратился к собравшимся: «Давайте держаться вместе, давайте друг другу помогать». Через шесть дней сотрудники Центра «Э» задержали мужчину. В качестве доказательства вины суду представили видео с поющим активистом.
«Это было квалифицировано как „проведение мероприятия“, хотя он его не проводил. Максимум — участвовал. Кроме того, [в деле Абросова] были процессуальные нарушения: протокол был составлен в отсутствие адвоката», — рассказал Дубков.
Вместе с этим Центральный районный суд Новосибирска 13 декабря оштрафовал на 270 тыс. рублей активиста Андрея Кайгородцева, которому вменили более тяжелую административную статью — повторное нарушение закона о массовых публичных мероприятиях (ч. 8 ст. 20.2 КоАП).
Мужчину задержали 11 декабря после традиционного пикета в поддержку политзаключенных на площади Ленина, а затем доставили в отдел полиции №1 «Центральный», в котором объявили план «Крепость», который препятствует доступу адвокатов и близких в здание.
При этом Кайгородцеву, по словам адвоката Дубкова, вменили правонарушение не за декабрьскую, а за июльскую одиночную акцию протеста, которая была приурочена к годовщине ареста экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала.
«Девятого июля несколько одиночных пикетчиков вышли в поддержку Фургала. В сентябре это дело было прекращено, а совсем недавно, после протеста прокурора, его возобновили. Это вызывает вопросы [по процессуальным срокам]: спящее дело было возобновлено неспроста», — объяснил защитник.
Знакомая с Кайгородцевым Дарья Горбылёва считает, что полиция в Новосибирске «активизировалась после приказов сверху». Год назад на нее саму возбудили уголовное дело о применении силы к подполковнику полиции Ивану Перегудову после одной из акций.
По наблюдениям Горбылёвой, в телеграм-чате «Протестный Новосибирск», в котором состоят около 1,5 тыс. человек, находится сотрудник полиции, который однажды звонил ей: «Они читают все и знают, где и что планируется. Скорее всего, июльское дело [Кайгородцева] лежало у них до лучших времен, и вот настал момент, когда его достали из рукава, чтобы человека задержать и кого-нибудь напугать».
С ней согласен другой новосибирский активист по имени Юрий (Тайга.инфо по его просьбе не указывает фамилию): «Конец года, премии нужны».
Новосибирцев начали преследовать не только по статье о нарушении правил проведения публичных мероприятий. 81-летняя Анна Стефанова и мать двоих малолетних детей Анастасия Архангельская получили протоколы о сопротивлении сотрудникам полиции (ст. 19.3 КоАП). Их задержали 12 декабря на двое суток.
Адвокат Павел Лукашенко рассказал Тайге.инфо, что не смог попасть к пенсионерке в отдел полиции «Ленинский» из-за объявленного плана «Крепость».
На Стефанову также составили протокол о несоблюдении коронавирусных ограничений (ст. 20.6.1 КоАП), на Архангельскую — об организации публичного мероприятия (ч. 2 ст. 20.2 КоАП).
В некоторых случаях суд изменял административную статью на менее тяжелую или вовсе прекращал производство.
Так, активистку Яну Дробноход оштрафовали на 1 тыс. рублей за акцию 21 ноября у Монумента Славы по ст. 20.6.1 КоАП, хотя изначально на нее составили протокол по ст. 20.2.2 КоАП (организация массового пребывания граждан в общественных местах, повлекшее нарушение общественного порядка), по которой грозит арест.
В День Конституции 12 декабря Дробноход приехала на Монумент Славы, позже ее и корреспондентку RusNews Марию Пономаренко предложил подвезти один из активистов. Его машину остановили сотрудники ГИБДД, у которых были вопросу к ремню безопасности и VIN-коду автомобиля, рассказала Тайге.инфо активистка Дарья Горбылёва.
«Яна и Мария сели в трамвай: его движение тут же заблокировали сотрудники полиции, двери запретили открывать. Через какое-то время, видимо, им дали отбой, и они благополучно уехали», — добавила Горбылёва.
На следующий день Яне Дробноход вручили повестку в полицию для составления протокола по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП (нарушение правил поведения при режиме повышенной готовности, повлекшее, причинение вреда здоровью или имуществу).
Относительно повезло жителю Новосибирска Всеволоду Казакову, который записал видеообращение
«Сотрудники полиции постарались вменить ему организацию мероприятия в общественном месте. Место, в котором они собирались, таковым не является», — уточнил Тайге.инфо адвокат Павел Лукашенко.
* По версии
Текст: Егор Фёдоров