«Не являются однозначным благом»: Мазур об отяготивших новосибирский бюджет концессиях

2021-11-24 14:01:08
Источник: https://tayga.info/173703

В Новосибирской области сегодня в той или иной стадии реализации находится 7 крупных концессионных соглашений. Здесь мы не считаем «замороженную» пока «мусорную концессию» концессию.

Самая масштабная, а также самая спорная и скандальная из них — концессия по строительству четвертого моста через Обь. Как мы увидим в расчетах, она значительно выделяется из общего ряда по параметрам своей финансовой модели.

Кроме этого, в стадии подготовки и заключения находятся следующие концессии:

— по строительству семи поликлиник;

— по строительству шести школ;

— по строительству поликлиники в микрорайоне ОбьГЭС;

— по строительству онкологического центра;

— по строительству новой инфекционной больницы;

— по строительству спортивно-оздоровительного комплекса (СОК) на улице Аникина.

Концессии, в основном, выглядят так: областной бюджет дает некоторую сумму (грант), к которому концессионер добавляет свои средства (на самом деле даже не свои, а заемные). И на полученные в сумме деньги строит нужный области объект. А регион затем каждый год выплачивает так называемое «возмещение». В сумме это возмещение получается гораздо больше, чем вложения концессионера. Так, по четвертому у мосту концессионер вносит 8,3 млрд рублей, а получает в течение 20 лет обратно 47 млрд.

По семи поликлиникам, на вложенные 13,6 млрд концессионер получит затем от областного бюджета 19,8 млрд.

По шести школам — концессионер вкладывает 5,7 млрд, а получает назад (до 2036 года) 8,8 млрд от областного бюджета и еще 3,3 — от федерального.

По поликлинике на ОбьГЭС — на вложенные 1,8 млрд концессионер получит 2,5 млрд (до 2031 года).

По онкологическому центру концессионер внесет 5,8 млрд, получит 10,8.

По инфекционной больнице — концессионер вносит 5,8 млрд, получает 6,7.

В СОК на Аникина концессионер вложит 1,3 млрд, получит от областного бюджета 2 млрд.

Платежи из бюджета уменьшатся на сумму дохода от концессии (если они будут). Они растянуты от 10 до 20 лет, поэтому сразу и не поймешь, насколько велика переплата (с учетом инфляции). Однако в целом схема похожа на кредит по ипотеке — квартиру получаешь сейчас, но выплачиваешь потом годами и сильно больше.

Платежи устроены так, что вычислить реальный (эффективный) годовой процент, под который взята ссуда — весьма непростая задача. Но решаемая. Тайга.инфо рассчитала реальный процент, под который областной (а иногда и федеральный) бюджет получают «заем» в виде концессии. Эти расчеты будут приведены ниже.

Очевидна проблема — концессии, будучи по сути, завуалированными займами, отягощают областной бюджет на годы вперед. Уже заключенные концессии (без учета «мусорной») обременяют областной бюджет в среднем на 2,8 млрд рублей (при умеренной оценке загрузки платного моста в половину от необходимого). Но в «пиковые» годы выплат эта сумма может доходить до 6−7 миллиардов.

Вполне можно понять обеспокоенность председателя законодательного собрания Андрея Шимкива, ведь бюджет будущих периодов может превратиться в «дырку от бублика». В самые острые периоды областным властям придется проявлять «обычный героизм», латая прохудившийся бюджет.

Мода на заключение концессий исходит от федерального центра, который считает это эффективным методом привлечения частных денег в инфраструктурное строительство. Но велика угроза того, что на деле концессии превратятся в эффективный механизм превращения бюджетных денег в частные. Этому способствует и непрозрачность процедур, и вывод концессионных соглашений из ограничений по размерам заимствования. Концессии формально не считаются займами, хотя по сути ими часто являются.

Посмотрим же, под какие проценты набрал областной бюджет «концессионных кредитов».

Как мы проводили расчеты? Каждый будущий платеж из областного (или областного и федерального) бюджета был приведен к деньгам 2021 года по схеме — сколько денег можно взять кредит в 2021 году, чтобы отдать эту сумму в том году, в котором производится платеж, по определенной процентной ставке. С помощью таблицы в Excel подбиралась такая ставка, чтобы сумма таких «приведенных к 2021 году» денег совпала с платежом концессионера.

Так, по нашим расчетам, при годовой ставке в 21,7%, платеж областного бюджета концессионеру в 2023 году в размере 2,193 млрд «закроет» 1,481 млрд «долга», взятого в 21 году. А платеж в 2,338 млрд в 2041 году — «закроет» только 46 млн (настолько велика процентная ставка).

Самый большой «реальный процент» получился по мостовой концессии. Областной бюджет мог бы взять в кредит под 21,7% годовых ту сумму, которую вносит инвестор, причем тогда плата, которую будет получать концессионер (от проезда автомобилей и от платежей из бюджета) совпала бы с платежами по такому кредиту.

К слову говоря, в 2021 году областной бюджет уже занимал деньги под 8% годовых. 21,7% годовых, мягко говоря, совсем не выглядят рыночной ставкой.

Эффективная годовая процентная ставка в других концессиях:

— семь поликлиник — 7,5%;

— инфекционная больница — 5,8%;

— онкоцентр — 5,7%;

— поликлиника на ОбьГЭС — 5%;

— шесть школ — 5,4%;

СОК на Аникина — 6,2%.

Надо отметить, что при губернаторстве Андрея Травникова не было инициировано ни одной концессии, которую можно было бы явно характеризовать как «грабительскую». И «мостовая» и «мусорная» концессии готовились в бытность губернатором Владимира Городецкого. Стараниями законодательного собрания объем «концессионного займа» (и соответственно — выплат по ему) по четвертому мосту был сокращен в два раза. Андрей Травников «заморозил» мусорную концессию.

Учитывая проблемы у группы компаний ВИС, не факт, что она будет разморожена без существенной коррекции. Сегодня мы видим, что резко затормозилась стройка моста появилась информация об отставании от графика. Срыв сроков строительства знакового для области проекта, не может не сказаться на дальнейших перспективах группы в регионе. Ущерб региону от «мостовой концессии» не ограничивается переплатами «по процентам». Не оправдывается и надежда на то, что привлеченные федеральные деньги приведут к росту новосибирской экономики.

По информации Тайги.инфо, ряд субподрядчиков в результате конфликта с генеральным подрядчиком попал в тяжелое положение, а некоторые находятся в предбанкротном состоянии. «В частности, подрядчики уже несколько месяцев не получают оплату за выполненные работы и даже не могут подписать акты выполненных работ, чтобы отчитаться за авансы, — пишет „МК в Новосибирске“. — Первой ласточкой, ставшей достоянием общественности, стал конфликт с охранной организацией этого объекта. Сотрудники ООО ЧОП „ТИТАН-М“ пожаловались СМИ на то, что им два месяца не платят деньги за работу. Они также рассказали, что отправили коллективную жалобу в трудовую инспекцию».

Эта история показывает, что концессии не являются однозначным благом. Это инструмент, который может быть использован, как во благо, так и во зло. В связи с этим важно, что есть декларируемая позиция губернатора и спикера законодательного собрания. Это дает надежду, что чрезмерное отягощение бюджета не приведет в будущем к удару по социальным статьям расходов.

Мы видим, что процентная ставка в последних по времени концессиях примерно равна инфляции. Сам концессионер занимает деньги под более высокие проценты. Его выгода, видимо, заложена в смете строительства.

Но даже при рыночных процентах заимствования угроза перегрузки бюджета остается. Не зря были придуманы те ограничения на предельный размер заимствований, которые накладывает на региональные бюджеты федеральное правительство. Но концессионное законодательство открыло лазейку для их обхода. Эту брешь и должен закрыть новосибирский областной закон о предельном размере выплат по концессионным соглашениям который выглядит разумной и своевременной мерой.

Алексей Мазур