Сергей Проничев был основателем крупной компании «Сибирский бальзам», производившей крепкий алкоголь. В конце 2010-х он стал новосибирским представителем холдинга «Мой коммунальный стандарт» (МКС). Его задержали в апреле 2021 года вместе с бывшим журналистом областного госканала «ОТС» Николаем Сальниковым по обвинению в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК). Третьим фигурантом дела оказался медиаменеджер Евгений Кузьменко.
Сергей Проничев полностью отрицает вину. Он связывает уголовное преследование со своей общественной работой в сфере ЖКХ, которой он занимался последние 12 лет. По его словам, именно после его разбирательств с жалобами жителей в течение пяти лет были уволены один вице-губернатор Новосибирской области, два региональных министра ЖКХ, начальник департамента энергетики мэрии Новосибирска, на зама которого завели уголовное дело, и другие представители власти
«Конечно, эти чиновники „затихли“, но затаили злобу на меня и через свои связи „заказали“ Проничева», — говорится в его заявлении, которое Тайге.инфо передала адвокат Анжела Платонова.
Также Проничев подробно рассказал о своем уголовном деле. Редакция цитирует и пересказывает его заявление.
Уголовное дело о мошенничестве было возбуждено по заявлению главы комиссии горсовета Новосибирска по культуре и спорту Александра Тарасова («Единая Россия»). Он — один из воспитанников знаменитого клуба «Успех», который в 1989 году основал трехкратный чемпион СССР по карате Вениамин Пак («Единая Россия»). Он несколько созывов подряд избирается в заксобрание Новосибирской области.
«Знаю я [Вениамина] Пака с 1989 года как организатора спортивного клуба „Успех“, который тренировал ребятишек в зале на Мира по карате-до. Я неоднократно лично посещал зал, где тренировался мой сын, — рассказал Проничев. — Скажу более, учитывая общественно-значимую деятельность, которой занимался Пак, я оказывал материальную помощь клубу „Успех“. Я принял на работу в свою фирму несколько тренеров, которые тренировали мальчиков в клубе и оплачивал им зарплату. Отношения с Паком у нас сложились ровные. Дело в том, что я помогал клубу бескорыстно и от души. У меня на стене висит подарок от Пака в честь юбилея моей компании. Однако, как оказалось, это не так. Пак подъехал ко мне в офис в 1991, весной, и в ходе разговора я понял, что это я считал, что помогаю спортсменам, а он считал, что я плачу ему „мзду“. Он предложил перейти к оплате в % от оборота. Я вообще никогда никому не платил, тем паче рэкетирам».
166598
С тех пор Проничев не встречался с Паком. Но в апреле 2021 года Пак, по его словам, «заставил» или «попросил» Тарасова написать заявление на Проничева и журналиста Сальникова. К делу также имеет отношение депутат Госдумы от «Единой России» Виктор Игнатов, которые, судя по рассказу Проничева, вел переговоры с Сальниковым.
«Когда журналист Сальников пришел ко мне
Проничев заявил, что Сальников сказал депутату Госдумы Виктору Игнатову, что у него есть еще два фильма с «неопровержимыми фактами». Но этих сюжетов у Сальникова, по словам бизнесмена, не было: «А врал он, кроме того, и землякам из Новосибирска про второй и третий фильмы прямо с экрана 2 марта 2021 года [в своем первом фильме про «Успех"]. Ну и, естественно мне, пока я был на свободе. Он начал продавать фильмы Игнатову и Паку. Хорошо, хочешь продать, ну почему не продать? Но для этого надо фильмы показать. Заключить договор купли-продажи и совместно продавец-покупатель оценить, сколько они будут стоить. Ну, а форму оплаты нетрудно выбрать. А если на поверку оказывается, что фильмов нет, а деньги уже подготовлены к отдаче, то это — обман покупателя, ч. 4 ст. 159, то есть Игнатова и Пака. Ну, никак не Тарасова! Он то здесь причем? Его даже и журналист не знал. Знал только, что он ранее был судим, о чем и рассказал в фильме».
По словам Проничева, после выхода фильма с Сальниковым связался Игнатов, они встречались восемь раз и якобы договорились, что Пак отдаст 9 млн рублей Сальникову в обмен на фильмы. Тот якобы утверждал, что потратит деньги на избирательную кампанию от «Новых людей», но боялся получать деньги и заявил депутату Госдумы, что их заберет Проничев. Бизнесмен утверждает, что Сальников сказал это без его согласия.
«Игнатов нашел меня и спросил, а я об этом „ни сном, ни духом“ не ведаю, — уверяет Проничев. — Я сразу сказал Игнатову, что если бы даже Сальников обратился ко мне, я бы просто отказался. Позже на мою претензию Сальников ответил, что вопрос с Игнатовым возник для него неожиданно, и он без моего согласия назвал мое имя. После этого он извинился передо мной. После моего отказа Сальников снова прибежал ко мне через несколько дней и сказал, что Игнатов и Пак просят, чтобы деньги забирал знакомый им человек. Попросил найти такого человека. Я вспомнил, что у Пака и Игнатова есть друг Кузьменко, с которым они дружат более 20 лет. К тому же он и мой приятель. Из бесед с ним я знал, что он нуждается в деньгах и неоднократно предлагал мне разные проекты по бизнесу. Книгу хотел обо мне написать и издать. Даже контракт заключили».
Сергей Проничев подумал, что именно Кузьменко сможет решить вопрос в интересах Пака и Игнатова и рассказал ему о ситуации с фильмами Сальникова, предложив стать участников переговоров.
«Я и в мыслях не держал желания помогать журналисту обманывать Пака и Игнатова, — подчеркнул Проничев. — И, вообще, все это для меня было как бы между делом. После чего Кузьменко 13 апреля [2021 года] встретился с Паком и Игнатовым в офисе последнего, где (под аудиозапись) они совместно и решили, что делать. Чего испугался Пак? Ну показал фильм журналист, ну и что? Взял бы да и подал иск в мировой суд на клевету. Провел бы пресс-конференцию с журналистами. Однако ни Пак, ни Игнатов этого не сделали. Взяли и предали друга Кузьменко. <…> Выходит и Кузьменко нарушил закон, что по просьбе Пака и Игнатова пошел забирать деньги у того же Пака в его офисе, так они втроем и решили еще 13 апреля. А 14 апреля Пак поручил своему помощнику Тарасову написать заявление в ФСБ, что у него (Тарасова) похитили 1,5 млн. Во, времена! Во, друзья! <…> Это наверное «образцовые депутаты»!
Кузьменко забрал деньги у Пака в его офисе на улице Мира вечером 15 апреля, а на обратном пути его задержали сотрудники МВД, утверждает Проничев.
«И он прямо там подписал соглашение о сотрудничестве, — рассказал бизнесмен. — Потом Кузьменко приехал в кабинет адвоката Платоновой, где находился Проничев и попросил пригласить Сальникова. Тот приехал через 30 минут и минут 15 беседовал с Кузьменко, пока я был занят с адвокатом. После чего Кузьменко выложил закрытый пакет на стол для совещаний и „ушел“ в изолятор временного содержания. Пакет никто не трогал. Минут через 5 в офис зашли 10−12 сотрудников из правоохранительных органов, раскрыли пакет и начали описывать его содержимое. Хотя логика говорит, что надо было подождать пока все выйдут из адвокатского кабинета и обыскать всех. У кого деньги, к тому и претензии. Однако почему-то так никто не сделал».
майор, который вел очную ставку в СИЗО-1, прямо два раза при адвокатах сказал Сальникову: «Вот дать бы тебе в пятак»
В итоге Проничева и Сальникова арестовали. Позже Сальников поменял показания, и его отпустили из СИЗО под домашний арест. 14 августа он сбежал на машине, но его смогли поймать в Нижегородской области.
«После поимки он стал просто жалко выглядеть. А майор, который вел очную ставку в СИЗО-1, прямо два раза при адвокатах сказал Сальникову: „Вот дать бы тебе в пятак“. После этого Сальников начал „буровить“ что попало и заговариваться», — заявил Проничев.
Сам же Проничев утверждает, что давал показания один раз и не менял их. «В таком случае, почему я в СИЗО-1? А потому, что кто-то влиятельный или влиятельные в городе персонажи очень этого хотят. Да и не спрашивают меня правоохранители по делу Сальникова, а интересуются совсем другими вопросами, не имеющими отношения к этому делу».
По словам Проничева, силовики спрашивают его, не давал ли он взятки чиновникам мэрии или правительства последние 10 лет, есть ли у него связи с правоохранительными органами и какие компании якобы хотел «„отжать“ путем рейдерства». «Рейдер в 70 лет мучает область набегами», — иронизирует он.
«Я не работаю с вышеперечисленными органами практически уже 10 лет, так как просто не знаю там никого, да и говорить мне не о чем с теми, кто еще там работает, — сказано в обращении бывшего бизнесмена. — Какие взятки я должен давать и за что? И что пенсионеру надо? Хорошее место на кладбище? Да и что пенсионер может им предложить? А просто так с этими „господами“ не общаются в наше время. Что я могу предложить чиновникам, если я постоянно их критиковал за неудовлетворительную работу».
Когда следствие выступало в судах против изменения меры пресечения, оно мотивировало позицию тем, что «Проничев не работающий, пенсионер, и поэтому будет совершать хищения», отметил он: «Стоит майор и в суде такое говорит. Нас же пенсионеров 38 млн. А пенсия у меня вообще-то немаленькая и я обеспеченный человек. Вот зачем следствие вводит в заблуждение прокуратуру и суд?»
«Я вот порой думаю, что меня с кем-то спутали! Ловили магната, рейдера и коррупционера, а поймали пенсионера-общественника, — сказано в его обращении. — Теперь вот не знают, что со мной делать. Ходили ко мне ходоки разные, советовали по досудебному соглашению получить условно и всё! Иными словами, оговори себя на 100% и согласись с обвинениями, которые написал следователь с „плохим“ образованием прямо на коленке со слов Тарасова (помощника Пака), с которым я даже не знаком и никогде не разговаривал. А чтобы я был сговорчивее, поначалу меня, 69-летнего „парня“, посадили в одиночку, а потом и вовсе в карцер на 14 суток. Сейчас подселили парня из Томска весом аж 200 кг».
Проничев напомнил, что в 1991—2011 годах руководил «Ассоциацией Сибирский бальзам», которая ежегодно перечисляла в бюджет более 1 млрд рублей, а также участвовал в строительстве двух храмов и награжден орденом Серафима Саровского от патриарха РПЦ Кирилла.