Поселений афанасьевской культуры было найдено крайне мало. В основной исследования о ней проводились на основе древних погребальных камней. Поэтому раскопки на стоянке Нижняя Соору (датируется концом IV — началом III тысячелетия до н.э.) в Онгудайском районе Горного Алтая представляют огромную ценность для археологов.
«Уникальность стоянки в том, что она монокультурная, то есть все найденные там артефакты относятся к афанасьевской культуре периода энеолита и не смешаны с другими. Поскольку основной культурный слой этой стоянки составляет в среднем 16—20 см, ученые предполагают, что она функционировала в течение длительного времени», — сообщает «Наука в Сибири».
Ученые заметили, что раскопки стоянки во многом были «спасательными», потому что ей угрожает расширяющийся овраг, который каждый год уничтожает культурный слой памятника.
В ходе раскопок исследователи нашли много фрагментов керамической посуды и довольно интересную коллекцию каменных орудий (более 800 артефактов). Однако среди них было очень мало ярко выраженных изделий. Например, отсутствовали наконечники стрел и ножи. «Это свидетельствует о том, что афанасьевцы использовали медные орудия труда, из-за чего происходила деградация каменной индустрии и технологий, применявшихся в предыдущее время — в период неолита. Например, шлифованных орудий практически нет», — говорит участник раскопок, профессор Алексей Тишкин.
По его словам, раскопки на стоянке Нижняя Соору — серьезный шаг в изучении древних периодов истории Алтая, связанных со становлением скотоводства.
«Это первые скотоводы на Алтае и вообще во Внутренней Азии. Именно отсюда пошло распространение скотоводства на другие соседние территории (в Туву, Монголию, Синьцзян) и далее. Очень важно понимать, откуда эти люди пришли. По данным генетиков, они родственны населению ямной культурно-исторической общности, которая существовала в Приуралье, Поволжье и западнее. Есть несколько концепций, объясняющих миграции из тех мест», — рассказал ученый.