Жители ЖК «Флотилия» (Сибревкома, 9) и ЖК «Сибревком» (Ипподромская, 8) обратились к первому вице-спикеру заксобрания Андрею Панфёрову. Они, напомним, с июня борются против строительства дороги, которая должна пройтивдоль фасадов их комплексов от строящегося ЖК «Академия» параллельно улице Ипподромская со съездом на улицу Кирова в районе здания регионального парламента на Кирова, 3.
Представители инициативной группы ЖК «Флотилия» и «Сибревком» обратили внимание на непоследовательную позицию чиновников мэрии. На сессии горсовета 30 июня вице-мэр по строительству Алексей Кондратьев прямо обещал, что новая дорога будет предусматривать съезды на Ипподромскую со стороны всех трех жилых комплексов («Флотилии», «Сибревкома» и строящейся «Академии»).
«Мы разъяснили жителям, что выезды на Ипподромскую должны быть сформированы исключительно по нормативам. Она включена в программу реконструкции безопасных и качественных дорог, — говорил Кондратьев мэру и депутатам. — <…> В отношении проездов, которые были сформированы в соответствие с техническим решением, они будут реализованы между „Флотилией“ и Ипподромской и „Сибревкома“ и Ипподромской, и, соответственно, между „Академией“ и магистралью при этом с формированием всех полноценных съездов и выездов на Ипподромскую».
Но уже 5 июля на совещании с участием инициативной группы и представителей застройщика «Академии» (ООО «ЖК Академия») вице-мэр Кондратьев, по словам жителей, заявил, что предусмотрен только сквозной односторонний проезд со стороны Ипподромской вдоль домов с единственным выездом. Он сказал, что «вопрос решен и больше не подлежит обсуждению», сказано в обращении жильцов. Официальный же письменный ответ мэрии от 7 июля, который имеется в распоряжении редакции, содержит информацию, прямо противоположную словам чиновника — технические условия для ЖК «Академия» были изменены еще 2 июля и в них нет сведений о строительстве примыкания Ипподромской к Кирова.
Инициативная группа уверена, что, если одностороннюю дорогу построят по действующему плану, то несколько тысяч жителей «Флотилии», «Сибревкома», а затем и «Академии» просто не смогут выехать из своих домов, потому что проезд будет перегружен трафиком с Ипподромской.
По мнению авторов письма, решение, которое было публично объявлено на сессии горсовета и сформулировано в новых технических условиях, в итоге «кулуарно отменили». Они обратили внимание на связи застройщика «Академии» с депутатами заксобрания.
ООО «ЖК Академия» принадлежит известному бизнесмену Владимиру Кальченко, отцу регионального парламентария Сергея Кальченко (КПРФ).
Семья Кальченко контролирует рынок «Левобережный» и в случае с «Академией» выступила в несвойственной для себя роли застройщиков многоквартирных домов. Представители компании заявили Тайге.инфо, что все работы были «заблаговременно согласованы с муниципалитетом».
«Этот проезд — не изобретение ЖК „Академия“, а необходимый элемент инфраструктуры города, что предусмотрено генеральным планом, — считает застройщик. — Проезд включен в генплан с целью разгрузки Ипподромской магистрали. Интересны жителей жилых комплектов не будут ущемлены, так как проезд будет размещен исключительно на землях муниципалитета. Таким образом, волнения жителей комплекса „Флотилия“ выглядят не вполне обоснованными и правомерными, так как они, скорее всего, продиктованы не вполне объективным пониманием границ земельного участка и не вполне обоснованными притязаниями в отношении не принадлежащих им земель».
При этом, что особенно важно, весь внутриквартальный проезд в районе новостроек запланирован с нерегулируемыми пешеходными переходами. А ведь дети тысяч жителей микрорайона должны как-то ходить в школу. Более того, выезды на улицу Кирова тоже запланированы нерегулируемыми, что из-за высокого потенциального трафика, скученности пространства и густонаселенности чревато рисками заторов и даже смертельными ДТП.
Вся инфраструктура в районе «Флотилии» и «Сибревкома» создана по разрешению мэрии, что в том числе отражено в проектных декларациях. Жители даже чистят снег за собственный счет.
Но мэр Анатолий Локоть все равно решил заявить на сессии, что парковки и придомовые территории «Флотилии» формально находятся на муниципальной земле. Во время строительства они так и не отошли к жильцам.
«История вопроса уходит за 2014 год [то есть за срок начала полномочий Локтя]. Здесь оказались неинформированы все, — считает глава города. — Каждый из заинтересованных лиц не имел полный объем информации, и в этом проблема сегодня. В результате — конфликтная ситуация».
Более того, по словам вице-мэра Кондратьева, застройщики «Флотилии» (ГК «Дом-Строй» Владимира Наумова) и «Сибревкома» (ООО «ТехСтрой» Владислава Крючкова) «не проинформировали жителей будущих домов, что территория в рамках технических условий, сформированных департаментом транспорта, должна быть сформирована как проезд с последующим выездом на Ипподромскую». При этом в ответе мэрии говорится, что все технические условия выполнены в полном объеме, что подтверждается необходимыми справками и снова расходится с позицией вице-мэра.
Мэрия утверждает, что жителей могли ввести в заблуждение застройщики. Но в 2016 году та же самая мэрия в лице начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Сергея Райхмана предоставила застройщикам «Флотилии» и «Сибревкома» технические условия на присоединение к Ипподромской через местные проезды и в официальном ответе подтвердила выполнение этих условий.
«Запроектировать и построить местный проезд вдоль Ипподромской. Ширину проезжей части принять 7 метров, обеспечив две полосы движения, тротуар шириной не менее 1,5 метров», — говорилось в письме мэрии на имя Крючкова («ТехСтрой»). «Запроектировать и построить местный проезд вдоль Ипподромской. <…> По соглашению с мэрией Новосибирска запроектировать дорогу от улицы Кирова до Ипподромской с тротуаром, освещением», — было сказано в обращении к Наумову («Дом-Строй»).
Таким образом, мэрия прекрасно знала об обязательствах застройщиков. Более того, в случае с «Дом-Строем» она даже разделила ответственность на совместное проектирование дороги от Ипподромской до Кирова. Копии обоих документов имеются в распоряжении редакции. Подписавший их Райхман ушел с поста начальника департамента в 2017 году, а уже в 2018-м Локоть назначил его директором муниципального «Горархива».
Даже если дорогу построят, она должна пройти под пешеходным мостом через Ипподромскую на улице Сибревкома. Но он не предназначен для проезда транспорта под ним — этого не позволяет нормативная высота. Да и вообще объект находится в аварийном состоянии — построен в 1927 году.
В 2020 году прокуратура подала иск к мэрии с требованием отремонтировать 150-метровый мост, который находится в оперативном управлении муниципального предприятия «Метро Мир» (раньше «УЗСПТС»). Центральный районный суд обязал чиновников провести ремонт до 1 сентября.
Решение вступило в силу, но никаких работ на мосту не проводится. Очевидно, что до 1 сентября его не отремонтируют. А вот с прокладкой проезда вдоль Ипподромской торопятся все заинтересованные стороны.
«Вместо того, чтобы по предписанию ремонтировать пешеходный мост на Сибревкома, вы пытаетесь уничтожить то благоустройство, которое не вами создано», — заявил мэру независимый депутат горсовета Игорь Украинцев.
В конце июня застройщик снес газоны, деревья и элементы благоустройства у «Флотилии», которые формально находились на муниципальной земле. Но жители заявили, что готовы броситься под колеса техники, и работы удалось приостановить.
На этом злоключения муниципального предприятия «Метро Мир» и его директора Александра Мысика не кончаются. Из ответа мэрии на запрос газеты «Метро» выяснилось, что в июле были выданы новые технические условия, исключающие строительство участка дороги от Кирова до Ипподромской.
«В связи с отменой ранее выданных технических условий на устройство местного проезда, работы по строительству дороги под пешеходным мостом производиться не будут. Что же касается ремонта этого моста, то проектно-сметная документация по данному объекту <…> направлена на проверку и согласование в управление контрольно-ревизионной работы мэрии. Городским бюджетом выделение ассигнований на ремонт моста в 2021 году не предусмотрено», — прямо признали в мэрии.
Конфликт вокруг небольшой, но важной дороги затронул даже скандальный проект четвертого моста. Именно с ним некоторые собеседники связывают спешку в строительстве проезда. Он может стать самым коротким путем с платного моста на улицу Кирова, хотя движение по нему должно быть по закону ограничено 20 км/ч, а установленные знаки «Жилая зона» запрещают сквозной проезд.
«Съезд через проезд у заксобрания напрямую влияет на загруженность [четвертого] моста, — отметил депутат Александр Бурмистров. — Прогнозный трафик концессионера [моста] - 60 тыс. автомобилей. Если трафик меньше нормативного, то будет компенсация из областного бюджета. Отсутствие съезда в сторону ГПНТБ [на Кирова] или Красного проспекта снижает привлекательность моста. Снижение загрузки моста в силу отсутствия съездов даже на 5% от нормативов [группы «ВИС"] создает убыток областному бюджету — 2,19 млрд рублей в течение 20 лет».
Проблему могла бы решить настоящая большая развязка. Но ее не будет.
Альтернативные варианты уже заложены в градостроительных документах города. Развязки на улицах Зыряновская и Лескова запланированы до 2025 и 2030 годов, соответственно. Дорожные узлы с адекватной шириной полотна реально помогли бы городу, в отличие от однополосного проезда.
«Примыкание проезда к улице Кирова через улично-дорожную сеть рядом с заксобранием — это действительно может привести к трафику автомобилей, которые будут съезжать с Ипподромской и ехать по этому внутриквартальному проезду, где ограничение 20 км/ч. Мы определились, что пока не будет проанализировано последствие по выходу на Кирова, это решение реализовываться не будет», — пообещал вице-мэр Кондратьев.
Спорный проезд можно было бы сделать в другом месте и для того, чтобы окончательно не уничтожить сквер в районе культурного центра «Сибирь-Хоккайдо». Дорога может рассечь его на две части.
Участники рынка недвижимости напомнили Тайге.инфо, что весь проект «нового центра» или «новосибирского Манхэттена» предполагает дальнейшую многоэтажную застройку в районе заксобрания. Но пока на весь район запланирована одна новая школа, а улично-дорожная сеть может столкнуться с существенными проблемами из-за трафика с Ипподромской и общей компактности района. В таком случае судьба сквера «Сибирь-Хоккайдо», за который так громко боролись депутаты заксобрания, вызывает опасения. А у надзорных органов могут появиться вопросы, например, к наличию безопасных и широких тротуаров вдоль планируемой дороги.
Игорь Валов
Комментарии