Правозащитный проект Gulagu.net опубликовал собственное расследование о том, как в томской ИК-4 могла быть устроена наркоторговля при участии заключенных и руководства исправительного учреждения.
В нем утверждается, что в 2018—2019 годах под контролем начальника колонии Александра Зорина осужденный Дмитрий Шарпило организовал интернет-торговлю наркотиками в четырех регионах России (в расследовании не указывается в каких именно).
По информации Gulagu.net, в 2019-м на территории ИК-4 произошел пожар, который руководство колонии «скрыло», чтобы избежать проверок, которые могли бы выявить «подпольное производство», на котором бесплатно трудились осужденные.
«Чтобы скрыть рабский труд, нарушения и пожар, на Дмитрия Шарпило оказали давление и вынудили парня увеличить объем сбыта наркотиков и за счёт средств, вырученных от наркоторговли, закупить стройматериалы и провести ремонты в цехах и помещениях промзоны ИК-4», — отмечается в расследовании.
За три месяца на счет Шарпило и его сообщников поступило более 4,7 млн рублей. Однако в августе 2020 года Кировский районный суд Томска приговорил заключенного ИК-4 к семи годам лишения свободы в колонии особого режима по обвинению в покушении на сбыт наркотиков (ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК) именно в ИК-4. В мае 2018 года он был осужден по аналогичной статье.
Как отмечается в расследовании Gulagu.net, 23-летний Дмитрий Шарпило — племянник начальника отдела собственной безопасности УФСИН по Томской области Евгения Тваскуса.
Молодой человек во время следствия по своему делу, после угроз убийством и пыток, «был вынужден скрыть причастность оперативников УФСИН к „крышеванию“ наркобизнеса». После перевода в другую колонию место Шарпило в схеме занял некий Олег Табаков.
«Источники сообщают (а данные из системы „Магистраль“ подтверждают), что Александр Зорин регулярно летал в Москву и Сочи на встречи с заместителем директора ФСИН России Валерием Бояриневым, с которым они лично дружили ещё со времён прохождения службы Бояриневым в ГУФСИН по Красноярскому краю», — утверждается в материале правозащитников.
Основатель проекта Gulagu.net Владимир Осечкин направил заявление о возможных фактах коррупции в УФСИН по Томской области директору федерального ведомства, а также в СК и прокуратуру РФ. По его словам, заключенный Дмитрий Шарпило и его мама уже дали показания сотрудникам центрального аппарата ФСИН.
Помимо наркоторговли, по заявлению правозащитников, на территории ИК-4 была организована продажа мяса и овощей, предназначенных для осужденных, и открыт нелегальный автосервис, связанный с заключенным-«бригадиром» Оганесом Погосяном.
Тайга.инфо направила запрос в пресс-службу УФСИН по Томской области с просьбой прокомментировать обстоятельства, изложенные в расследовании Gulagu.net.
2 мая 2021 года в туалете на территории томской ИК-4 нашли повешенным заключенного Антона Попова, который пробыл в исправительном учреждении не больше месяца. По информации Gulagu.net, сотрудничающие с администрацией учреждения заключенные требовали у него 150 тыс. рублей, угрожая сексуальным насилием.
После смерти Попова, 26 мая, СК РФ по Томской области возбудил дело о доведении до самоубийства (ст. 110 УК), а прокуратура внесла представление главе регионального УФСИН Виталию Щербе за «грубые нарушения должностных лиц администрации в воспитательной работе и оперативной деятельности».
Утром этого же дня первого замначальника УФСИН по Томской области Александра Зорина нашли истекающим кровью в служебном автомобиле недалеко от работы. Перед происшествием он попросил своего водителя выйти из машины.
К 10 июня, как рассказал источник Life.ru, силовик подал рапорт об увольнении по выслуге лет за несколько дней до ранения. У руководства ФСИН «претензий не было», утверждало издание. В СУ СК по Томской области Тайге.инфо отказались комментировать обстоятельства ранения Зорина, сославшись на тайну предварительного расследования.
С 2012 по 2020 годы Александр Зорин возглавлял томскую ИК-4, перейдя на должность руководителя из ИК-3. При нем в колонии №3 сотрудники ФСИН нередко применяли к заключенным силу и оказывали на них давление, подробно рассказывала Тайга.инфо.
В 2020-м Зорин отчитывался, как ИК-4 за год получила 13,2 млн рублей чистой прибыли за продажу товаров собственного производства (15% суммы принесла пищевая продукция). Начальник колонии даже планировал открыть «фирменный магазин».
Заключенные, по словам Зорина, оказывали услуги, например, ремонт автомобилей, на 30−40% дешевле рынка и получали за это от 10 до 27 тыс. рублей в месяц. За счет труда осужденных томский мусорный регоператор сократил затраты на покупку контейнеров.
В 2020 году томская ИК-4 получила максимальное число госконтрактов за последние пять лет — на общую сумму в 313 млн рублей. Например, колония по заказу мэрии Томска занимается благоустройством городских территорий, а для нового корпуса областного суда — поставляет и собирает мебель, для «Томской базы авиаохраны лесов» — шьет летние костюмы, рукавицы и портянки.
«Колонии в сравнении с предпринимателями имеют преимущества при заключении госконтрактов и стоимость их [предпринимателей] продукции может быть выше на 10-15%», — предположил Владимир Осечкин.
После ухода из ИК-4 Александр Зорин стал самым богатым руководителем областного УФСИН. В 2020-м его годовой доход составил 2,85 млн рублей (для сравнения, у главы УФСИН Виталия Щербы — 2 млн).
Подготовил Егор Фёдоров