Тайга.инфо: В 2021 году в области ожидается на две тысячи больше первоклассников, чем в прошлом году. Между тем, проблема с местами в школах и в прошлом учебном году стояла довольно остро. Как решается эта проблема сегодня в области и что, как вы считаете, нужно сделать для преодоления этого?
— Строительство новых школ у нас давно не поспевает за ростом количества детей. На сегодняшний день области необходима пара десятков новых школ. При этом у нас значительное количество школ нуждаются как минимум в ремонте, как максимум — в полной реконструкции. Только в самом Новосибирске две школы 1930-х годов постройки закрыты на ремонт и ожидают его в таком состоянии не первый год. А пока ученики в две смены учатся в переполненных соседних школах, построенных в тех же годах. Если брать сельские школы, то ситуация обстоит еще хуже. Большинство из них не соответствуют современным требованиям к образовательному процессу. В частности, программа цифровизации образования требует оснащения школ большим количеством компьютеров и другой техники, но электросети сельских школ часто не готовы к такому усилению нагрузки. И тут вопрос модернизации спотыкается о вопрос пожарной безопасности.
Тайга.инфо: Это же не значит, что ничего не нужно делать.
— Другими словами, решать проблему организации новых школьных мест, соответствующих веяниям времени, можно только комплексно. Причем очевидно, что средств муниципальных бюджетов на это не хватает, а региональные связаны по рукам и ногам жесткими ограничениями в их использовании. В такой ситуации важно максимально привлекать федеральные ресурсы. И сейчас у нас есть такая возможность. Во-первых, принято решение направить из федерального бюджета на создание дополнительных школьных мест в Новосибирской области по 1,3 млрд рублей в текущем и в следующем году, и еще 249 млн рублей в 2023-м. Во-вторых, в своем недавнем выступлении Путин поручил правительству совместно с регионами подготовить специальную программу капитального ремонта школ на следующие пять лет. И это значит, что сейчас наш регион, депутаты всех уровней должны сформировать свое предложение и лоббировать его в правительстве, чтобы программа максимально учитывала потребности нашего региона.
Тайга.инфо: Одной из задач образования, намеченных до пандемии, было к 2030 году войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования? Это вообще реально, и какие здесь позиции у нашего региона?
— Пандемия коронавируса, бесспорно, вызвала множество сложностей, но для образования, в том числе и в Новосибирской области, открыла новые широкие возможности. Цифровизация, которая была запущена в 2018 году, расцвела в образовании именно благородя необходимости вводить повсеместный дистант. Сейчас учебные учреждения активно стараются найти новые пути, персонализировать учебные программы, актуализировать их в соответствии с индивидуальными запросами учеников, родителей и общества. Отмечу, что именно в этот период Россия смогла улучшить свои показатели в международных рейтингах — всего на 0,5%, но тем не менее. Наше дошкольное и начальное общее образование, согласно международному рейтингу PIRLS, и так лучшее в мире. Дело осталось за средней и высшей школой. И Новосибирск сейчас находится на верном пути. В рейтинг лучших вузов мира QuacquarelliSymonds вошли 48 российских университетов, и среди них — НГУ. Он расположился на 246 месте. Для сравнения Томский — на 272, а знаменитый Баумановский технологический — на 281. Выше новосибирского университета в рейтинге — только МГУ им. Ломоносова. Я считаю, что это вполне закономерно, если учесть все усилия, которые предпринимаются в Новосибирской области для выявления и развития талантливых детей, а также профориентирования.
Тайга.инфо: То есть начинать работу с самого детства.
— Нужно понимать, что дополнительное образование на сегодняшний день — самая нерегулированная сфера образования. С одной стороны, это дает абсолютную свободу творчества для педагогов допобразования, а с другой, серьезно мешает финансированию этого направления. Сейчас эта сфера бурно развивается, есть много платных секций и кружков и родителям важно понимать, за что они отдают деньги. Государство тоже не может эффективно распределять бюджет, если нет неких рамок для оценки качества результата. Даже сами педагоги дополнительного образования имеют потребность в некой регламентации требований к учебно-методическим, финансовым, материально-техническим и прочим условиям своей деятельности. И задача государства в этой ситуации помочь профессиональному педагогическому сообществу с самоорганизацией. Так как эта сфера крайне творческая, вводить жесткие госстандарты было бы неправильно. А вот профессиональные сообщества могли бы эффективно проводить экспертизу образовательных программ и определять актуальные проблемы содержания дополнительного образования. Но для этого нужно подготовить законодательную почву.
Тайга.инфо: Если мы говорим о профессиональных сообществах, то вновь встает вопрос подготовки кадров.
— Да, сегодня это довольно болезненный вопрос. Неслучайно, что на решение проблемы президент предложил выделить 10 млрд рублей, чтобы обновить материально-техническую базу педвузов в ближайшие два года. Но чистым финансированием здесь ничего не решить, нужно пересматривать сами программы подготовки педкадров. Более того, нужно серьезно пересмотреть и систему повышения квалификации. Причем нам не надо дожидаться каких-то указаний сверху для этого. У регионов вполне есть удачные модели, которые мы могли бы позаимствовать и переосмыслить под наши нужды. Сейчас курсы повышения квалификации воспитателей, школьных учителей и педагогов допобразования — по большему счету чистой воды формальность. В Астрахани например творчески подошли к этому процессу — открыли в здании Института развития образования области коворкинг, где учителя не только обмениваются опытом, приглашают экспертов на онлайн-конференции, устраивают воркшопы, но и приводят детей, чтобы те рассказывали, что им нравится, что нет. Все это реально организовать у нас, нужна только политическая воля региональных властей.