Советский районный суд Новосибирска начал рассматривать дело в отношении бывшего сотрудника Росреестра Олега Бурилова и Евгения Терехова о мошенничестве с землей в Первомайском районе города (ч. 4 ст. 159 УК). Их подозревают в незаконной регистрации права собственности на два участка, включая подделку проекта постановления мэрии, изготовление оттиска печати администрации, сфабрикованные на их основании кадастровые планы и даже подложное решение Первомайского райсуда.
Третьим обвиняемым стал владелец агентства недвижимости «Первомайское» Владимир Красаков, которого подозревают в «соучастии». Он, как считает следствие, «собирал сведения о несформированных в установленном законом порядке земельных участках, земельных участках, право собственности на которые не было зарегистрировано» и «намечал объекты посягательств» в поселке «Ясная поляна» Первомайского района.
«[Красаков] предоставлял участникам преступной группы исчерпывающую информацию о данных земельных участках, — сказано в обвинительном заключении, копия которого имеется в распоряжении Тайги.инфо. — Используя свой авторитет среди жителей поселка, осуществлял общий контроль за ситуацией на территории поселка „Ясная поляна“ с целью возможного предупреждения участников организованной группы в случае возникновения к земельным участкам повышенного интереса, как со стороны жителей поселка, так и со стороны государственных органов в период совершения незаконных регистрационных действий и последующей реализации объектов недвижимости право на которые незаконно приобреталось. Профессионально занимаясь риэлторской деятельностью, непосредственно принимал участие в поиске покупателей на объекты недвижимости и демонстрацией их на территории поселка».
Красакова также обвинили в выкупе двух участков по заниженной стоимости по известной схеме с арендой земли на торгах и строительстве временных объектов. Их, как считают правоохранительные органы, регистрировали как капитальные, затем выкупали по заниженной в 10 раз цене по преимущественному праву, а потом перед перепродажей сносили.
Бизнесмен полностью отрицает вину и уверен, что это подтверждают и документы, собранные следователем. Он связывает уголовное преследование с конфликтами вокруг элитных коттеджей в «Ясной поляне».
Сегодня «Ясная поляна» — это один из элитных коттеджных поселков Новосибирска. С улицы Одоевского его прикрывают деревья и старая железная дорога, с севера и востока он окружен лесом. Он разделен на «западную» и «восточную» части улицей Радужная, которая, как оказалось, поделила между собой и жителей.
Раньше часть территории между Одоевского и Радужной находилась в ведении Главного управления исполнения наказаний (ныне ФСИН) и заключенные начинали строить тут дома.
«Бросили [стройку] в середине 1990-х, — рассказал Тайге.инфо Красаков. — Потом они пораспродали эти дома, дома были большие. Заехали люди, купили за копейки эти дома, потому что было такое время, не поймешь какое в конце девяностых. И стало это место развиваться. Я сюда приехал в 1999 году, купил такой же огромный кирпичный сарай без окон, дверей и крыши — 500 кв. метров, на машину поменял».
Жители создали некоммерческое партнерство «Ясная поляна», которое в 2010 году и возглавил Красаков. Они собрали деньги на коммуникации, подрядчиком работ стал бизнесмен Владимир Павук, владеющий компанией «Берилл Плюс». В договоре было сказано, что коммуникации находятся в общей собственности владельцев коттеджей.
«Сразу же практически становится доступной информация, что Павук пытается построенные за наши деньги коммуникации оформить на себя лично. Возникает с ним конфликт — это начало двухтысячных годов. Конфликт до сих пор продолжается, — считает Красаков. — За эти годы мы передали на баланс „РЭС“ линии электропередач, с „Горводоканалом“ вопрос до сих пор не решен, но с ним уже прямые договоры за воду и канализацию. Газ у нас тоже прямые договоры. Наша цель и задача — передать сети городу».
Территория поселка к востоку от Радужной оставалась под управлением НП «Единство», которое позже переформатировали в ТСН «Ясная поляна». В 2018 году его активисты начали ходить по домам, агитируя не переизбирать Красакова, а отдать им управление поселком. Месячный сбор в ТСН при этом составлял не 1, а 5 тыс. рублей, утверждает Красаков.
ТСН возглавила Вера Боброва, которую местные называют «сожительницей» бизнесмена Игоря Конькова.
«У них [представителей ТСН „Ясная поляна“] было, что мы деньги собирали, но юридического лица нет: «Вы налоги не платите, не перед кем не отчитываетесь». Ну люди говорят, что так сразу и договорились — мы скинулись по три рубля трактористу, он нам улицу почистил. Такой колхозный уровень. Она [Боброва] все дома обошла, везде получила отказ», — рассказал Красаков.
В конце 2019 года Владимир Красаков начал получать «прямые угрозы» от представителей прокуратуры и других правоохранительных органов.
«Ключевой фразой были слова замппрокурора [Первомайского района Андрея Мельникова]: „Ты деньги сам не собираешь и другим не даешь. Поэтому так“. Любого можно засудить, любого можно посадить, — отметил Красаков. — <…> Я обращаюсь в суд с гражданским иском о признании некоторых вопросов, сотрудник прокуратуры звонит судье и говорит, что в отношении Красакова нельзя принимать положительное решение. Мне звонит юрист, который занимается моими вопросами, и рассказывает мне это. Я говорю — что за сказки вы мне рассказываете, ведь есть суд, государство, закон. Дожив до 45 лет я почему-то верил в законность, правосудие и правопорядок, хотя очень ошибся».
9 апреля 2020 года в 06:00 в дом Красакова в «Ясной поляне» нагрянул ОМОН. Обыски прошли и в офисе, и в квартире родителей. Оказалось, что следственные действия начали по уголовным делам о покупке земельных участков в поселке (ч. 4 ст. 159 УК), по одному из которых в апреле того же года был признан виновным индивидуальный предприниматель Иваньа Шпак. Красаков проходил по тому делу свидетелем.
«О деталях сделки по улице Изумрудная [в „Ясной поляне“] не знал, — приводятся показания Красакова в обвинительном заключении. — <…> Примерно летом и осенью 2019 года, к нему обращались оперативные сотрудники отдела полиции «Первомайский» Старицкий, Ткаченко, а также заместитель прокурора Первомайского района Мельников, которые и рассказали ему, как фактически были оформлены права на данный земельный участок. Они спрашивали как про данный земельный участок, так и про другие земельные участки. Просили его консультировать их по вопросу оформления прав на земельные участки, как при личных встречах, так и по телефону (переписку и информацию о звонках он не удалял, и она должна остаться в изъятом следователем телефоне). Они интересовались, возможно ли зарегистрировать земельный участок по поддельному решению суда. Он пояснил им, что этого сделать нельзя, поскольку зарегистрировать права на земельные участки, при надлежащем контроле со стороны работников Росреестра, просто невозможно, так как это очевидное нарушение, а при регистрации права собственности проводится правовая экспертиза».
Следствие вменило Красакову, что он «следил за ситуацией» в «Ясной поляне», где недобросовестные риелторы и могли искать муниципальную землю для выкупа по серым схемам. Но сам бизнесмен на допросах заявлял об «абсурдности» такой роли.
«До настоящего времени не понимаю, что вообще такое — „следить за ситуацией вокруг земельных участков“? Что такое повышенный интерес, как со стороны жителей поселка, так и со стороны государственных органов, о возникновении которого я, каким-то образом должен был у кого-то или от кого-то узнавать и, якобы, сообщать об этом неизвестным ему участникам организованной группы? Никогда и ни о чем подобном ни с кем не договаривался и ничего из описанного следователем в обвинении не делал и не собирался делать», — цитируется показания Красакова в обвинительном заключении.
На допросах владелец агентства недвижимости говорил, что за его уголовным преследованием могли стоять зампрокурора Первомайского района Андрей Мельников и начальник районного отдела ОЭБиПК Дмитрий Старицкий. Он требовал провести внутреннюю проверку в отношении Мельникова. Кроме того, Красаков прямо обвинил в личной заинтересованности ту самую Боброву, которая, по его словам, хотела заполучить под контроль его часть поселка.
Боброва сначала подписала заявление в полицию о, как ей казалось, мошеннической схеме по приобретению участка на улице Сказочная (его подавал тот самый застройщик коммуникаций Владимир Павук, с конфликта с которым всё и началось), а затем и написала собственное заявление. Ее вызвали в ФСБ для пояснений. Уже осенью 2019 года чекист по имени Михаил Рожков начал опрашивать жителей поселка, которых приглашала к нему лично Боброва, говорится в показаниях обвиняемого.
«Также [зампрокурора] Мельников осенью 2019 года показывал ему заявление Бобровой и материалы доследственной проверки, проводимой сотрудниками ФСБ в отношении него и говорил, что эти материалы он может отправить во Владивосток (то есть „потерять“ — прим. Тайги.инфо) или на возбуждение уголовного дела», — приводятся в материалах слова Красакова.
В итоге в апреле 2020 года во время обысков у Красакова Вера Боброва оказалась понятой. Ее же показания как свидетеля обвинения оставили в деле.
К тому же бизнесмен узнал, что в «восточной» части «Ясной поляны», подконтрольной ТСН Бобровой, живут родители прокурора Первомайского района Игоря Викторовича Пуцына. Они, по словам Красаков, «поддерживают тесные отношения с Бобровой» и даже освобождены от уплаты ежемесячных взносов.
В Новосибирске есть известный бизнесмен Виктор Пуцын, который был главным врачом государственного учреждения «Областной центр дезинфекции». Сейчас ему принадлежат ООО «Областной центр дезинфекции» и ООО «Городской центр дезинфекции», которые регулярно получают госконтракты от больниц Новосибирской области.
После задержания в апреле 2020 года Красаков отправили в СИЗО. Вслед за этим «началось невероятное давление на всю семью», заявил он Тайге.инфо.
Во второй половине 2020 года Красакова отпустили под домашний арест. Тогда же зампрокурора района Мельникова убрали с должности. По некоторым данным, он мог устроится в Росрезерв. Его начальник Пуцын сохранил кресло.
Очередное заседание Советского райсуда по делу Красакова запланировано на 30 июня.
Ярослав Власов