Фонд президентских грантов (ФПГ) отказался выделить средства на «Тотальный диктант» в 2022 году, говорится на сайте ФПГ. Проект запрашивал около 25 млн рублей при стороннем софинансировании в размере 97 млн.
«Было это для нас неожиданным? Не очень. После диктанта этого [2021] года мы были готовы ко всему, — отметила директор фонда „Тотальный диктант“ Ольга Ребковец в фейсбуке. — Обязан ли был ФПГ поддерживать нашу заявку? Конечно, нет. Это конкурс, экспертиза, никто не дает гарантий и преференций. Было ли это политическим решением? Я уверена, что да».
В конце 2020 года Россотрудничество отказалось от поддержки «Тотального диктанта», придуманного в Новосибирске, и объявило, что не предоставит свои зарубежные площадки для акции. Глава Россотрудничества Евгений Примаков (внук бывшего премьер-министра Евгения Примакова) вмешал в просветительский проект политику, заявив, что причиной стали высказывания о конфликте с Украиной писателя Дмитрия Глуховского, ставшего автором диктанта в 2021 году.
Организаторы «Тотального диктанта» всегда подчеркивали, что общественная акция всегда оставалась вне политики. «Евгений Примаков, который такое решение принял, изначально в своем первом телеграм-посте, который он потом отредактировал, написал, что я русофоб и что нам с Россотрудничеством не по пути, — отмечал сам Глуховский. — С этим трудно поспорить: нам с Россотрудничеством действительно не по пути. Я хотел бы уточнить: себя ни в коем случае русофобом не считаю. Напротив, считаю себя патриотом. <…> Любить родину не значит нахваливать власть. Это значит желать стране лучшего, в том числе находя определенные недостатки и предлагая пути к их исправлению».
Несмотря на давление и последовавший за этим отказ других площадок, например, в Томске, «Тотальный диктант-2021» собрал более 675 тыс. человек в очном и онлайн-формате в 123 странах мира.
«Можно, например, посмотреть на цифры — баллы, которые получила заявка на диктант 2021 года (поддержанная) и заявка на ТД-2022 (не прошедшая), фото со скринами оценок в посте.
Меньше внезапно стало баллов за открытость организации, опыт команды и внимание (!) за социальную значимость и за масштаб проекта, — отметила Ольга Ребковец. — Считаю ли я, что вся система ФПГ лжива и работает необъективно? Нет. Побеждает в конкурсах много хороших проектов, и не получает гранты те, кто плохо поработал над заявкой или самим проектом».
Ребковец пообещала, что «Тотальный диктант» все равно состоится в 2022 году. Но его формат и масштабы пока не понятны.
«Мы действительно очень зависели от ФПГ в инфраструктурной части (поддержка и доработка сайта, работа штаба, информационная кампания, конференция, создание новых онлайн-курсов и так далее). Поэтому все это нужно будет сокращать, искать необходимый минимум финансирования из других источников», — пояснила Ребковец.