Продолжаем публикацию видеолекций об устройстве России и ее будущем. Он создан по просьбам подписчиков Алексея Мазура и Тайги.инфо.
Видео и монтаж Татьяны Душутиной. Не забывайте подписываться на канал Тайги.инфо в YouTube, чтобы получать уведомления о новых роликах и эфирах.
Вот выдержка из программной статьи «Барахолка на колесах: как реорганизовать общественный транспорт в Новосибирске», которую Алексей Мазур в лекции рекомендовал прочитать.
Хороший план (программа концепция, стратегия — называйте как угодно) должен содержать текущее положение дел, желательное и способ перехода от первого ко второму. И быть реалистичным (с этим у нас особенные проблемы).
Я считаю, что приоритетным должно быть решение проблем общественного транспорта. Во-первых, он до сих пор перевозит большую часть новосибирцев. Во-вторых, у любого автомобилиста есть выбор — ехать на автомобиле или на общественном транспорте. У многих такого выбора нет, а при нынешних пробках не едет вообще никто.
Желательное состояние выглядит так: весь Новосибирск накрыт достаточно плотной сеткой магистральных маршрутов общественного транспорта. Сюда входят:
— метро (только оно работает сейчас, как надо);
— трамвай, движущийся обособленно;
— маршруты автобусов и троллейбусов, движущиеся по выделенным линиям;
— городские электрички (при условии достаточной частоты).
От любого многоквартирного дома до ближайшей остановки магистрального маршрута должно быть не более 500 метров (наверно, можно и больше, но мы же говорим о желательном положении дел). На каждом магистральном маршруте транспорт должен ходить не реже раза в 10 минут (с электричками есть проблема). Из любого микрорайона Новосибирска в любой микрорайон должно быть возможно доехать по магистральным маршрутам не более, чем с одной пересадкой. На магистральных маршрутах (а потом и вообще на всех) должен действовать единый билет, стоимость которого не зависит от количества пересадок (как в метро).
В случае создания такой сети Новосибирск станет «проезжаем» по всем направлениям за разумное время — ведь транспорт на магистральных маршрутах будет идти вне пробок.
На данный момент ситуация далека от желаемой. Трамвайные линии разбиты и не обособлены, средняя скорость — около 15 км в час (на велосипеде быстрее). Выделенных линий, соединяющих центр и микрорайоны, нет и не предвидится, так как мэрия боится делать такие линии на дорогах с количество полос менее трех в каждом направлении. А микрорайоны с центром связывают дороги с одной и двумя полосами в каждом направлении (проверьте сами).
Я бы, честно говоря, сделал бы выделенные линии и на узких дорогах. Такая линия позволяет вывезти в пять раз больше пассажиров, чем полоса, забитая автомобилями. В пять раз! Но страх перед увеличением пробок настолько велик, что такой вариант не обсуждается. Транспортной арифметикой у нас опять же никто не занимается. Один чиновник мне всерьез объяснял, что пробки появляются оттого, что люди не знают способов их объехать.
Ну ладно, три полосы, так три полосы. Но когда вы накладываете на город перспективную магистральную сеть маршрутов ОТ, у вас сразу появляется понимание — так, здесь надо проложить трамвайные пути, здесь — расширить дорогу, здесь — снести «Барракуду» и аллею на Богдана Хмельницкого в промзоне. Сразу ясность в транспортных планах и понимание — где именно узкие места.
Уверен, что «расшить» все узкие места стоило бы дешевле, чем четвертый мост. Но мы конечно, будем тратить деньги на новый мост, который забьет площади Труда и Энергетиков.
А пока узкие места не «расшиты», можно пустить по будущей сети обычные маршруты — но по 220 ФЗ (то есть, перевозчик зарабатывает не от числа пассажиров, а от выполнения поездок по расписанию) и с возможностью бесплатной пересадки (включая метро).