Тайга.инфо: Вы отметили, что на первый поток уже поданы сотни заявок. Расскажите в общих чертах, как будет проходить обучение?
— Учеба будет проходить в смешанном режиме, наберем 500 человек, срок обучения — около трех лет. Поскольку школа абсолютно бесплатна, для всех есть довольно серьезный отбор. Есть четыре его этапа, три из них очень простенькие, а вот один очень сложненький. Сначала все понятно: заявка, отборочные игры, видеоинтервью. Дальше интересно, дальше непосредственно отборочный интенсив — абсолютно очный формат на 500 человек, который длится месяц. И этот месяц люди очень плотно работают. По его итогам, где-то 60% людей попадают в основу. Вписываются в эти 2,5−3 года школы. Основное обучение происходит сильно менее интенсивно и более растянуто, но оно уже смешанное. Там абсолютно точно есть очные активности, здесь в кампусе. Это экзамены или какие-то групповые проекты, их защита. Все обучение построено на модели «от человека к человеку», поэтому очное присутствие ребят в кампусе важно. Но эту часть обучения можно совмещать с работой, с учебой и все время тут быть не требуется.
Тайга.инфо: Я не великий специалист в программировании, но знаю, что в этой сфере все меняется очень быстро. Не получится ли так, что какие-то вещи проходили в начале курса, а через полгода-год они станут уже не совсем актуальными?
— Все так, все меняется, правда не такими чудовищными темпами. За полгода языки программирования не умирают, но добавляется много всякого интересного. Обучение в школе — это обучение профессии, а не ремеслу. Это означает, что к ремеслу добавляются все необходимые вещи, связанные с профессией: умение выстраивать свое время, выстраивать общение. И это является существенным отличием от традиционных моделей образования. Таким вещам можно научиться либо «в бою», либо в условиях, максимально приближенных к боевым. Вот это мы в школе и сделаем. Как угнаться за изменениями? Получение профессии формирует определенный, весьма специфический способ думать и действовать. Ведь все обучение начинается у всех одинаково. Я всегда привожу этот пример: учиться вождению нужно на старой отцовской ржавой «Волге». Если ты это освоил, то ты поедешь на любом аппарате. Так и с языками программирования. Когда ты понимаешь, каким образом вообще выстраиваются взаимоотношения машинного языка и человеческого, то ты сможешь и дальше договориться с машиной.
Тайга.инфо: Это вопрос к самоорганизации в первую очередь.
— В общем да. В школе нет ни одного преподавателя, лекций, учебников. Есть задачи, и они сформулированы таким образом, что большинство участников не смогут сначала сами с ними справиться в силу отсутствия необходимых навыков и знаний. Вся суть в том, что когда мы учимся в ВУЗе, мы просто получаем рафинированную информацию, исходя из тех идей, что она нам когда-нибудь понадобится. В «Школе21» другая логика. Здесь тебе дают задачи, у тебя есть непосредственный запрос на некие знания, которых тебе прям сейчас не хватает для ее решения, то есть добыча знаний происходит из осознанного мотива. Люди добывают эти знания и немедленно их применяют. Поэтому я рассматриваю парадигму «Школы 21», как следующий шаг в образовании.
Тайга.инфо: Вы заявляете, что одна из задач школы в том, чтобы восполнять потребность экосистемы Сбера в разработчиках. Не дешевле будет все же нанимать, а не учить людей, ведь вы не сможете взять всех, а это значит что часть непременно уйдет к конкурентам. Или здесь альтруизм чистой воды, и вы просто хотите сделать мир лучше? Ведь ваши же выпускники усилят ваших конкурентов.
— У наших участников нет никаких обязательств перед школой, они заканчивают и могут пойти работать куда захотят, а мы никак на это не можем влиять (лишь косвенно). Конечно, кампус находится в цитадели «2ГИС», это, пожалуй, единственное влияние, которое мы можем оказать на ребят, чтобы они потом приняли решение пойти сюда работать или стажироваться. Если задуматься по поводу альтруизма, то это тоже не совсем так. Сейчас в стране около 300 тыс. вакансий разработчиков, а вузы выпускают лишь порядка 50 тыс. человек в год. Дефицит персонала очевиден, излишне рассказывать о том, что экономика сейчас очень сильно цифрализируется, а спрос на таких людей будет расти. И если вся экономика будет хоть как-то эффективна, от этого выиграют все. В экосистеме Сбера корневым бизнесом является банк. Конечно же, ему лучше живется, когда вся экономика себя чувствует хорошо, понятно, что какая-то часть людей пойдет работать в какие-то конкурентные структуры, это тоже хорошо. Конкуренция — это правильно, поэтому я вижу здесь выигрыш со всех сторон, в том числе выигрыш для регионов. Новосибирск, с моей точки зрения, получит существенный бонус к инвестиционной привлекательности. И в этом смысле, с одной стороны, да, проект благотворительный, такой альтруистический, с другой стороны — с очевидными выгодами.
Тайга.инфо: Не раз наталкивался на мнение, что начальный уровень программистов сейчас падает. Не этим ли отчасти и продиктовано создание школы? И с чем вообще это связано?
— Это правда, такая тенденция действительно наблюдается. Не очень понятно, с чем это связано. Я могу здесь только парой гипотез поделиться. Мысль первая: у тех, кто приходит сейчас устраиваться на работу, сильно меньше инженерного мышления, потому, что этому их почти не учат, предпочитая ремесленнический подход. Ручками мало что умеют делать. Вторая мысль: рынок труда в IT сейчас чудовищно перегрет. Он дефицитен и за счет этого он очень дорогой. Если сейчас в Новосибирске или вообще в России какой-то очень серьезного уровня разработчик выйдет на рынок, на него объявляют аукцион, и он может выбирать себе работодателя по цвету глаз. У студентов, которые сегодня защитили диплом, а завтра пошли на рынок труда, у них еще и романтический флер вокруг профессии формируется. Приходит такой парнишка и говорит: «Привет. Я защитил диплом физтеха, пришел к вам. Во-первых, ликуйте, что я пришел». И на резонные комментарии, что давай ты свой диплом положишь поверх всех остальных, возьмешь метелку для начала, а мы посмотрим, что ты умеешь, они сразу начинают нервничать. Грозят уйти к конкурентам, еще не проработав у тебя и дня. Вот этот разрыв между двумя сущностями [начинающий и профи], он существенно растет с каждым годом.
Тайга.инфо: Условно говоря, школа призвана заполнить среднее звено, нечто между неумехами и суперпрофессионалами
— Все так.
Тайга.инфо: Будет ли в течение обучения какое-то изменение учебной программы в зависимости от успехов участников в той или иной сфере. К примеру: вот этот думает иначе, аналитиком будет, а вот эта девочка может стать крутым специалистом в архитектуре или базах данных.
— Будет такое. Есть больше шестидесяти различных треков [направлений обучения], и они как раз про склонность и интерес у тем или иным сферам. Есть все языки, есть алгоритмы, архитектура, Unix и все остальное. Есть понятие holy graph (карта проектов участников — прим. Тайги. инфо). Это такая здоровенная паутина, она показывает все эти треки, они разветвляются, ветвятся. По каждому человеку направление видно всегда. Видно, куда идут желания и наклонности студента. Условно говоря, через пару лет обучения, следуя этой паутине, человек может стать неплохим специалистов в узкой сфере. Но начинают все в одной точке.
Тайга.инфо: Можно ли как-то описать портрет типичного участника школы?
— На самом деле, когда мы начали отбор, были люди старше 30 лет. Очень много было заявок от тех, кто уже получил профессию, понял, что она его не устраивает по каким-то там причинам. Причем это были не it-специалисты. Это были гуманитарии, были рабочие. Именно они первыми подали к нам заявки. Когда мы стартовали, в первый месяц, наверно 60% заявок были именно таких людей. Сейчас уже подтянулись студенты, которые поняли, что они скоро заканчивают ВУЗ и не знают, что дальше делать. В итоге, сейчас как-то сравнялась доля студентов и доля уже взрослых людей. Но айтишников, прямо разработчиков не очень много идет. Кто-то идет подтянуть скилы, поменять язык программирования, на котором они пишут, много ребят — системные администраторы, потому что им хочется какого-то дальнейшего роста. Мамочек в декрете достаточно много, потому что у них есть эти полтора года. Из каких только профессий не приходят: юристы, бортпроводники, преподаватели информатики в школах, инженеры.
Тайга.инфо: Понятно, что Сбер и «2ГИС» будут стараться получить себе «звезд» из школы и взять их на работу. А будет ли в дальнейшем какой-то реестр выпускников, который может уйти на рынок? Или каждый сам за себя?
— Вокруг этого вопроса много размышлений всяких витает. Философия следующая: мы здесь даем профессию, а дальше каждый сам за себя. Мы поможем ребятам, организуем для них разные мастер-классы, научим правильно составлять резюме и проходить интервью, максимально подготовим к жизни. И все, на этом наша миссия заканчивается, дальше сами. Мы не сможем идеально подготовить всех, ведь у каждой компании свои требования.
По поводу снятия сливок. Это тоже не очень очевидно, ведь тот успех, который показывает человек в процессе обучения, не гарантирует его успешность в работе. Там нужно смотреть миллиард возможных факторов. В любом случае, слушатель же приходит не в компанию, а в конкретную команду, там есть свой тимлид, с ним тоже нужно сработаться. У нас в школе 21 уровень, после 7-го и 14-го, есть обязательная стажировка. Ее нужно пройти в реальных компаниях, с реальным контрактом от четырех до шести месяцев и понюхать пороху. Очень многие не возвращаются оттуда, оставаясь там работать. Да и мы просто не переварим 500 выпускников, и даже не думаем всех их «загребать» себе.
Тайга.инфо. Логично. Если человек мотивирован, то, но будет стараться выделиться.
— У нас всегда спрашивают про критерии отбора. На основное обучение мы их не оглашаем, но самый главный — это мотивация. Судя по филиалам «Школы21» в Москве и Казани, отбор прошли не те ребята, которые программируют лучше всех, а те, кто хочет поменять свою жизнь. Как правило, именно такие люди проходят на основное обучение.
Василий Волнухин