Источников неприятных запахов может быть очень много. Есть локальные источники, которые вызывают жалобы жителей близлежащих микрорайонов. Сюда попадают коллекторы Горводоканала, незаконные сливы ассенизаторов в городские речки, бесхозные сливы, а бывают запахи с пищевых производств (например, с мясоконсервного завода или с завода по производству сухих кормов).
В качестве иллюстрации прилагаем карту источников вони в Новосибирске и вблизи от него, которые фигурировали в публикациях СМИ за последний год. А также карту мест, с которых поступили жалобы на неприятный запах.
Но если локальные источники неприятного запаха еще как-то удается установить, то вопрос — откуда приходит вонь, накрывающая существенную часть города — остается открытым. Как уже писала Тайга.инфо, управление природных ресурсов Новосибирской области выявило «характерные маркеры» для каждого «подозреваемого» источника запахов. Но готовиться к взятию и анализу проб надо за сутки, а неприятный запах во всем городе бывает два-три раза в месяц. На данный момент сообщений об успешных замерах не было.
Чаще всего в качестве «подозреваемого» называют Кудряшовский свинокомплекс, хотя предприятие с этими обвинениями не соглашается. Мощность свинокомплекса в селе Криводановка (именно эти комплексы жители связывают со зловонием в городе) не менялась 45 лет, а проблема «тотальной вони» в Новосибирске появилась в последнее десятилетие.
Между тем на сравнимом или даже меньшем расстоянии от Новосибирска находится еще несколько крупных источников неприятных запахов. Это птицефабрики, их пометохранилища. В непосредственной близости от города находятся очистные сооружения и отстойники Горводоканала, куда стекаются канализационные стоки всего Новосибирска и ряда прилегающих населенных пунктов, а также самого свинокомплекса, который с 2005 года сливает туда жидкую фракцию навоза.
Степень их воздействия на воздух Новосибирска не изучена, но понятно, что город за десять лет существенно вырос, выросли и отходы жизнедеятельности его населения. Как и насколько справляются очистные сооружения Горводоканала с поступающими на них отходами, удается ли соблюдать необходимые технологии, этими вопросами никто не задается. О существовании этого объекта почему-то вообще не принято вспоминать, и вряд ли городская общественность заинтересована в подобной однобокости.
Для выявления источников вони необходимо не только принюхиваться, жаловаться или назначать виноватого. К субъективным оценкам жителей «пахнет/не пахнет/где и чем пахнет» очевидно требуются объективные, инструментально подтвержденные данные, которые позволили бы выделить и зафиксировать «специфические маркеры» по каждому источнику или их группе, а также жесткие меры воздействия на нарушителей.
А до тех пор проблемы зловония могут окончательно закрепиться в роли визитной карточки летнего Новосибирска. Одно хорошо — новосибирцам можно утешаться тем, что проверяющие органы не обнаружили у неприятных запахов значимого содержания вредных веществ. Новосибирская вонь хоть и неприятна, но для физического здоровья безопасна.
Михаил Кузнецов
Комментарии