Месяц назад в должность начальника отдела внутренних дел по г. Новомосковску вступил Роман Чаусов. В правоохранительных органах он служит уже много лет, а сейчас настало время познакомиться с ним поближе.
- Расскажите, как вы пришли в полицию, с чего все начиналось?
- Я родился и вырос в Новомосковске, окончил школу № 20. Отец работал когда-то в милиции, он, можно сказать, и дал мне ориентир при выборе будущей профессии. Поступил в институт, в РХТИ, а окончил РХТУ, получил техническую специальность. В 1995 году поступил на службу в органы внутренних дел на офицерскую должность. Руководителем в то время был Владимир Карпинский. Работал я в отделе уголовного розыска. С оперативной работой связана вся моя трудовая деятельность в МВД. Начал я с работы оперуполномоченного отдела уголовного розыска, занимался розыском автотранспорта. В то время это был достаточно частый вид преступлений. Это была интересная живая работа. Уровень преступников, занятых в криминальном автобизнесе, достаточно высокий. Это и определенные технические знания, например, как замок взломать, завести, легализовать эту машину. Помимо местных хулиганов, которые могли угнать автомобиль, покататься и бросить, в наш город приезжали и высокоорганизованные автобанды на дорогих машинах, с достаточно дорогими техническими устройствами, чтобы преодолевать защиту иномарок. Они угоняли автомобили и в Санкт-Петербург, и в Смоленск, и Калининград, и Тверь, и Самару. Таких было много.
- В то время и технический прогресс стремительно развивался. Это коснулось и правоохранительных органов?
- Я уже работал заместителем начальника уголовного розыска, и на тот момент в органах внутренних дел появилось новое техническое направление: был создан центр оперативно-розыскной информации, это были базы данных, позволяющие работать с массивами информации, в дальнейшем, в ходе работы по преступлениям, можно было оперативно получить досье на представляющего интерес человека. Эти базы постоянно укрупнялись, а я, можно сказать, стоял у истоков этого направления. Мою деятельность положительно отметили, и я был назначен начальником в то время новомосковского отделения милиции, в районе промзоны города. Сейчас там пункт полиции, а на тот момент это было полноценное мини-ОВД, со своей дежурной частью, службой участковых, уголовным розыском, ППС, охраной. Там я, наверное, и начал трансформироваться в руководителя. Нужно было и здание в порядке поддерживать. Там и появились устойчивые связи с руководством новомосковских предприятий, со службами безопасности и трудовыми коллективами. Этими связями я и сейчас дорожу, со многими мы общаемся, и это помогает в работе. Я как руководитель заинтересован, чтобы никакие криминальные структуры не проникали на предприятия, не совершались кражи. Такой же интерес и у службы безопасности предприятий.
- «Север» в девяностые был довольно опасным местом. Расскажите, что запомнилось из работы в то время? Можете вспомнить какой-нибудь особенный случай?
- Сама промзона очень специфична. Есть населенные пункты, которые из-за удаленности не так часто видели полицию. Соответственно, довольно большое количество различного криминального элемента, многократно судимых, дебоширов, хулиганов, самогонщиков.
А случай… В начале 2000-х годов под мостом в районе ГРЭС всплыл труп женщины без одежды с многочисленными ножевыми ранениями. Была проведена кропотливая работа, сначала по установлению данных погибшей. Как оказалось, она находилась в числе пропавших: мама, вышла из дома и не вернулась. Потом выяснилось, что никакой связи с убийцей у нее не было, познакомились случайно на остановке, где он предложил помочь получить зарплату, которую задерживали. Совершил изнасилование, убийство, а для того, чтобы скрыть следы, снял с тела одежду и сбросил убитую с моста. Течение вынесло ее в километре от места убийства. Полиция работала и днем и ночью, без выходных, и в процессе отработки жилого сектора был задержан недавно освободившийся из мест лишения свободы человек. Он и оказался убийцей.
- Как складывалась ваша карьера после «севера»?
- После «севера» я был назначен начальником отдела уголовного розыска и начал формировать коллектив руководителей, сейчас составляющий тот костяк, который продолжает трудиться на благо города. После был назначен заместителем начальника криминальной милиции, затем, после реорганизации в системе МВД, стал заместителем начальника полиции по оперативной работе, и затем – начальником полиции, кем и был долгое время.
Во время работы окончил заочно ВУЗ по специальности «юриспруденция», потом поступил и окончил Академию управления министерства внутренних дел. До сих пор со многими однокурсниками мы продолжаем общаться в мессенджерах. Конечно, встретиться бы хотелось, но большинство трудятся в разных городах, и времени не хватает. Я тоже работаю без выходных. Служба в полиции всегда требует полной самоотдачи, и в последнее время особенно.
- В чем вы видите свою главную задачу как новый руководитель новомосковского ОМВД? В чем сейчас сложность в работе?
- Когда я пришел работать, при Владимире Владимировиче Карпинском, город был, как говорится «красным», то есть, городом правопорядка. Эту планку нужно держать и сейчас. Мне есть с чем сравнить: работал в «лихие 90-е», в период перемен, работаю сейчас. Многое сейчас поменялось: и структура преступности, и сами преступники. Обязана была поменяться и правоохранительная система.
Преступность стала более злая, дерзкая. «Добрые» преступления прошлого, такие как кража голубей, кур или солений из сараев, канули в лету. Тогда еще были распространены кражи норковых шапок, которые срывали прямо на бегу с прохожих. Сейчас шапки никто не рвет, а если такие преступления и возвращаются, раскрываем их даже с какой-то ностальгией. Кстати, буквально недавно похожее разбойное нападение было совершенно возле торгового центра «Восход», злоумышленник вырвал у девушки телефон и сумку, но был быстро задержан сотрудниками ППС. Сейчас направлено мое ходатайство начальнику УМВД о поощрении.
Если раньше милиция (полиция) на 80 процентов сталкивалась с местными преступниками, и большую роль играла профилактическая работа особенно с освободившимися, то сейчас очень много преступлений совершается приезжими, в том числе и из других регионов. Необходимо отслеживать тенденции в других областях, связывать преступления по стилю, по почерку. Взаимодействие с другими городами эффективно. Тут есть еще над чем работать всем сотрудникам правоохранительных органов, но одна полиция ничего бы не сделала. Поэтому в Новомосковске очень хорошо выстроены связи между МВД, ФСБ, Росгвардией, прокуратурой, судом. Все мы настроены на то, чтобы город был максимально безопасен для добропорядочных граждан. И максимально некомфортен для преступников или замышляющих преступления.
- В последние годы огромное число преступление связано с наркотиками. Вы с этим согласны?
- Наркомания – это настоящий бич современности. Я абсолютно убежден, что наркомания ведет к другим преступлениям: чтобы заработать на дозу, наркоман будет воровать, совершать грабежи, разбои и другие преступления. Поэтому борьба с этим явлением является одним из основных видов деятельности новомосковской полиции. И нам есть чем похвалиться: за последнее время из незаконного оборота были изъяты крупные партии наркотиков, раскрыты нарколаборатории. За эти преступления люди уже получили сроки, причем очень большие. К сожалению, многих это не останавливает ввиду доступности обмена информацией через мессенджеры и интернет. Бывает, что совсем молодые люди готовы сломать свою судьбу, начинают распространять наркотики. Не задумываются ни о наказании, ни о том, что несут другим сотни смертей, иначе не скажешь.
- Также в последнее время значительно выросло количество киберпреступлений. Вы с такими часто сталкиваетесь?
- К сожалению, в последнее время все больше становится жертв интернет-мошенничеств, мне и самому недавно за один день звонили дважды из «службы безопасности банка».
Случается, что люди по несколько раз перечисляют деньги мошенникам, а после обращаются в полицию. Таких преступников выследить сложно, рынок услуг операторов связи постоянно расширяется, можно воспользоваться и IP-телефонией, подменой номера, владельцем сим-карты может быть человек из другого государства, не оказывающего правовой помощи Российской Федерации.
Сейчас мы меняем ориентирование: будем не просто предупреждать граждан о том, что есть такие мошенники, а призывать вообще не вступать в такие разговоры. Ни один из сотрудников службы безопасности банка обычным клиентам не звонит. Точно так же и сотрудники полиции не звонят людям и не сообщают, что сейчас с вашего счета производятся какие-либо действия. Если такая информация и есть, сотрудники или выезжают к человеку лично, либо вызывают. Есть и такой вид мошенничества, когда якобы сотрудники полиции предлагают дать взятку, чтобы «спасти» от уголовного наказания родственника. Хотелось бы напомнить, что, соглашаясь на подобное, жертва мошенников и сама становится участником преступления. Таких преступлений очень много, и это огромный труд, требующий больших временных затрат и людских ресурсов. Обращений по таким преступлениям много, бывает до 5-ти в день. Совет всем: не начинайте разговор, просто кладите трубку, запишите номер и после перезвоните в дежурную часть, это может помочь в дальнейшей работе. С начала семь человек обратились в полицию и сообщили, что им звонили злоумышленники, но они им средства не переводили и это отрадно. Думаю, таких людей намного больше.
- Хотелось бы пожелать вам успехов в работе, ведь от этого зависит, без преувеличения, спокойная жизнь каждого человека в нашем городе.
- Спасибо за доверие. Продолжим работу, будем держать планку.
По материалам «Новомосковской правды»
Комментарии