«Позвонили с работы и попросили зайти за повесткой в отдел мобилизации: сначала – в КЦ «Обь», а позднее – в КЦ «Юность». Там мне, как и другим собравшимся, вручили повестку, из которой следовало, что 29 сентября мы уезжаем на военные сборы», – рассказывает Александр Викторович.
Мы побеседовали с бойцом СВО о его службе, когда он прибыл в отпуск. Через открытое окно в редакцию доносился шум работающей газонокосилки.
«Теперь такое тарахтение меня всегда настораживает. Конечно, звук дронов выше, более пищащий, что ли, но и этот вызывает негативные эмоции», – заметил мой собеседник.
В неспешном разговоре вспоминаем конец сентября 2022 года. В день выписки жены и новорождённого сына Александр вместе с другими мобилизованными мчался на скором поезде в Екатеринбург. Глядя на мелькающие за окном пейзажи, думал: какие только повороты в судьбе не случаются!
Буквально неделю назад он, мастер добычи нефти и газа «РН-Юганскнефтегаз», пребывал в радостном ожидании своего первенца. Мечтал, как встретит из роддома супругу Анастасию и появившегося на свет малыша, как вместе с женой в любви и заботе станут растить сынишку. Но жизнь внесла свои коррективы.
На позициях под Авдеевкой
В Екатеринбурге и Елани новобранцы в течение трёх месяцев проходили обучение, боевое слаживание. Изучали медицину, тактику, практиковались в ночных и дневных стрельбах. Несколько раз их переводили из одной части в другую, а перед Новым годом поездом отправили в ДНР. С начала января бойцы батальона «Югра» заняли позиции под Авдеевкой.
«О солдатских буднях я имел представление. С 2011-го по 2012-й проходил срочную службу в армии, – говорит Александр. – Знания сапёра-разведчика, а именно минно-взрывного дела, в какой-то степени пригодились мне и на СВО. Тем не менее спецоперация показала, что пришло время новых технологий. Здесь недостаточно навыков обезвреживания мин, тем более что я практиковался в своё время на минах старого, практически советского образца. Важно – уберечься от коптеров, дронов-камикадзе, которые из-за большой скорости появляются в небе неожиданно. Когда стреляют из миномёта или артиллерийских орудий, можешь хотя бы по звуку определить, с какой стороны и в каком направлении летит снаряд. Жужжание дрона слышишь, когда он совсем рядом. Секунда – и олицетворение смерти уже кружится над тобой».
Вспоминает Александр и случай, произошедший в самом начале службы на СВО:
«Мы как раз заходили на новые позиции. Представьте: ночь, кромешная тьма; шли держась друг за друга, на расстоянии вытянутой руки. Идти было неудобно, постоянно обо что-то спотыкались, однако до позиции добрались и заняли её. Наутро нас с товарищем отправили за водой. До нужного места, куда её доставляли, километра два. Шагая по вчерашней дороге, мы наконец-то поняли, что мешало накануне нашему движению: весь путь был усыпан противотанковыми минами, на которые мы, как оказалось, то и дело наступали. Спасло нас лишь то, что рассчитаны они на солидный вес техники, потому на нас попросту не срабатывали. На обратном пути мы, аккуратно обвязав мины верёвками, растащили их в стороны, чтобы освободить тропу. Затем в дело вступили сапёры и обезвредили их».
Держать линию обороны – такая задача стояла перед бойцами.
«Неоднократно ходили на штурм, закрепляли и удерживали позиции», – рассказывает Александр.
Воин батальона «Югра» – настоящий богатырь, но получил, как ни странно, позывной «Барни». Возможно, с известным медвежонком его сравнили из-за миролюбивого нрава и добродушия, которым так и веет от Александра.
Скромный по натуре, о себе он говорит неохотно, зато с большим уважением отзывается о своих сослуживцах и командирах. В том числе о Валерии Сальникове, о котором мы рассказывали в нашей газете. Правда, Валерий Владимирович был командиром другого взвода, но Маркин о нём хорошо наслышан.
«Ребята его очень уважали. Всегда первым шёл в разведку, ничего не боялся. Настоящий офицер», – отмечает Александр. И таких немало, с них молодёжь и берёт пример. Некоторые бойцы, пройдя за полгода ускоренные курсы в военных училищах, вновь возвращаются на СВО, уже офицерами, и становятся командирами.
Выручает боевое братство
«Такой дружбы, взаимовыручки, как на СВО, мне больше нигде видеть не доводилось. Там всегда можно рассчитывать на помощь товарища, зная, что он не бросит, – утверждает мой собеседник. – Выносить раненых под обстрелом врага, прикрывать своих сослуживцев, рискуя жизнью, – вполне обыденное «за ленточкой» явление. Вот что и называется воинским братством».
Сам Александр за три года службы почувствовал это на себе неоднократно. В декабре 2023 года из-за прилёта вражеского снаряда в блиндаж боец получил закрытую черепно-мозговую травму с контузией. В апреле 2024-го, после взятия Авдеевки, был ранен.
«Мы находились на позициях, и один парень наступил на мину, – рассказывает Маркин. – Отправив его в санчасть, вернулись обратно. И даже не успели зайти в блиндаж, как начал работать миномёт. Меня ранило осколком в руку и отбросило в окоп. Упал в него неудачно – вниз головой, как раз на руку. Она оказалась зажатой между автоматом и бронежилетом – произошёл перелом обеих её костей».
И в одном, и в другом случае выбираться из передряг помогали верные соратники, оказывая помощь, эвакуируя в лечебные учреждения. Первый раз – в больницу ДНР, второй – в Волгоградский госпиталь, где руку Александру собирали практически по кусочкам.
После восстановления его перевели в роту материального обеспечения, где он вместе с другими бойцами занимается подвозом горючего на топливозаправщике.
Жизнь до и после
Говорят, в трудные времена меняется характер человека. Наш герой с этим согласен. По его словам, он стал более решительным и бескомпромиссным.
«Нахождение в боевых условиях очень отрезвляет, – рассуждает Александр. – Там есть долг, выручка, трудная служба, выполнение воинских задач. Проявляются настоящие мужские качества: смелость, выносливость, выдержка. А ещё СВО по-настоящему учит ценить то, что было в мирной жизни».
Ему часто вспоминается прошлое: учёба в старших классах в кадетской школе № 4; служба в армии, куда он отправился, едва получив аттестат зрелости; обучение на заочном отделении в филиале РГСУ, на факультете юриспруденции, которое он успешно совмещал со службой в ОМВД России по Нефтеюганску. Работал в патрульно-постовой службе, а позднее – в изоляторе временного содержания.
С тёплыми чувствами вспоминает и знакомство с Анастасией, ставшей в скором времени его женой. Ради неё переехал в Сургут, пока она училась в вузе. Тогда-то и устроился работать в «РН-Юганскнефтегаз» оператором добычи нефти и газа.
А когда Анастасия окончила университет, вместе переехали в Нефтеюганск. Александр прошёл переподготовку в ЮГУ по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», став мастером ДНГ. И супруга с 2017 года работает в «РН-Юганскнефтегазе». Тогда они и предположить не могли, что уготовит им жизнь.
Анастасия оказалась настоящей боевой подругой. И хотя было ей очень тяжело, виду не подавала. То, как сын растёт и развивается, Александр наблюдал только по видеосвязи, узнавал из телефонных разговоров и во время коротких отпусков. Теперь Мироше почти три года. Папу всегда узнаёт и безмерно рад его видеть в отпуске.
«Сейчас я буквально растворён в семье, пытаюсь наверстать упущенное, общаясь с женой и сыном. Здесь я просто оттаиваю сердцем после боевых будней. Каждую минуту стараемся провести вместе, – делится мой собеседник. – Недавно вернулись из Сочи, где купались в море, много гуляли. По возможности занимаемся обустройством дачи, я её перед мобилизацией купил, но ничего там не успел сделать».
Маленький Мирон знает, что скоро папа уедет. «На работу» – так говорят ему родители. И так же по телефону будет звать папу поскорее возвращаться домой.
«Насколько это скоро произойдёт, загадывать сложно. Сколько враждебных стран ополчились сейчас против России, и от нас, бойцов, требуется очень много физических и моральных сил, чтобы одолеть врага, – говорит Александр. – В одном точно уверен: победа будет за нами».
Потому и приближает её вместе со своими соратниками. Подытоживает так:
«Хочу, чтобы мой Мирон, как и все дети, рос под мирным голубым небом. Чтобы люди могли спокойно работать, а семьи – счастливо воспитывать своих ребятишек. Это и есть настоящее счастье, цену которому отчётливо осознаёшь на СВО».
Комментарии