– Как начинался Ваш творческий путь?
– Его определили мои родители. Я вырос в музыкальной семье: отец, Александр Иванович, всю жизнь поёт в коллективе «Раздолье» (ранее – в городе, сейчас – в посёлке Каркатеевы); мама, Елена Александровна, в молодости играла на баяне. Когда мне было лет десять, они предложили мне заняться вокальным творчеством и определили в коллектив «Родная песня» под бессменным руководством Галины Москвитиной. Спустя года три я поступил в школу искусств, на отделение народных инструментов по классу баяна. Преподаватель Михаил Иванов сразу заметил мою способность подбирать музыку на слух. Кроме того, мне достаточно было посмотреть на клавиатуру инструмента, чтобы «прочесть» и воспроизвести увиденное. Очень любил импровизировать на баяне. С нотами я не дружил и потому в старших классах иногда подписывал оркестровые партитуры выше или ниже нотного стана. Меня за это ругали, что, однако, не помешало мне окончить ДШИ с красным аттестатом. Особенно мне запомнилась стажировка на Международных курсах ЮНЕСКО по художественному образованию в рамках XV летней школы «Новые имена», в классе мастерства заслуженного артиста России Павла Зайцева. Незадолго до этого я начал сочинять музыку. Однажды преподаватель по сольфеджио Татьяна Калашникова дала нам задание написать диктант на восемь тактов по слуху. И тут, неожиданно для самого, меня понесло: эти восемь тактов я превратил в вариации. За две недели исписал половину нотной тетради. Хотя в то время у меня ещё не было элементарных знаний о правилах гармонии, построения музыкальной формы – писал по наитию. Помню, как пришёл на урок, показал тетрадку, да ещё сыграл, чем сильно удивил преподавателей. А чуть позже сочинил три своих первых простеньких музыкальных произведения: трёхголосную полифонию, вальс и этюд. Их мне доверили исполнить на школьном мероприятии.
– Это, наверное, предопределило выбор профессии?
– Да, я решил поступить в Сургутский музыкальный колледж. Учился в классе заслуженного преподавателя России Леонида Куракина. На последних курсах успел поработать в Детской школе искусств п.г.т. Барсово. Первый профессиональный опыт получил в классе народной хореографии и в классе вокала. В студенческие годы появились необходимые мне знания музыкальной формы, гармонии, осмысленной структуры, арсенала средств музыкальной выразительности, что очень важно при написании музыки. Стал сочинять её более осознанно. И уже на выпускных экзаменах преподаватели позволили вынести одно из моих произведений на экзаменационную государственную программу.
– Где началась трудовая деятельность юного концертмейстера?
– После окончания колледжа я несколько лет работал в Детской музыкальной школе имени В.В. Андреева, в классе народного вокала. Моя специальность необходима в любом направлении, будь то вокал или музыка. Как правая рука руководителя помогаю ему во всём: не только аккомпанирую, но и участвую в создании произведения или концертного номера, порой внося коррективы. А в случае необходимости могу заменить преподавателя и провести урок. Сейчас у меня для этого есть необходимые знания. Работая со многими преподавателями по вокалу и хореографии, я «без отрыва от производства» практически получил второе образование. Помог мне и опыт хорового пения в колледже, а также в православном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где благодаря исполнению а капелла у меня ещё лучше развился слух. Около шести лет я посвятил музыкальной школе, работая по совместительству в КЦ «Обь» с образцовым художественным коллективом «Студия хореографии «АнтрЕ», чьим руководителем является Елена Кофанова (к слову, сотрудничаю с ним и сейчас). На текущий момент работаю с несколькими коллективами. Это ансамбль казачьей песни «Раздолье»; образцовый художественный коллектив «Казачок» (руководитель – Татьяна Куделина) и заслуженный ансамбль народной песни «Родная песня». Я также концертмейстер взрослого танцевального коллектива «Любава», который возглавляет Анна Бородина. С 2015 года сотрудничаю с хором ветеранов «Нефтяник» (руководитель – Ирина Андрианова). Каждый год проводим отчётные концерты, выезжаем с русскими народными песнями в профилакторий «Юган», в специализированный дом для одиноких и во многие другие учреждения. Ведём просветительскую работу и в школах, выступая с песнями военно-патриотической тематики. Тесно сотрудничаю и с СОШ № 2 имени А.И. Исаевой, а именно со школьными хорами под руководством Лилии Нуриахметовой.
– Как же Вы успеваете жить в таком графике?
– Главное – правильно распределить занятия и репетиции, а ещё выделить время на дополнительную подготовку к концертам, конкурсам, мероприятиям. С каждым коллективом меня связывает своя история и тёплые, практически родственные отношения. Уверен, если какую-то часть моей творческой жизни убрать, то я почувствую себя неполноценной личностью. Мне хочется и музыки, и пения, и хореографии. Работать и со взрослыми, и с детьми, и где-то выступить сольно. Например, в «Раздолье» мы не просто поём какие-то музыкальные произведения, но и танцуем. А ещё участники коллектива осваивают искусство виртуозного обращения с казачьей шашкой – фланкирование. Сам я владею этими навыками и преподаю их. Одновременно петь и танцевать – дело сложное: сбивается дыхание, требуется найти идеальный баланс, чтобы хватило сил на пение на хорошей опоре, когда звук плотный, яркий. Важно соблюсти и синхронность в хореографии, правильно расставить все акценты, хореографические рисунки. А порой у нас в проигрыше ещё и фланкирование. Идеальное совмещение всех этих элементов и есть профессионализм. Добавлю: творчество даёт мне огромный заряд энергии, поэтому я постоянно на позитиве, на подъёме.
– В прошлом году состоялась презентация Вашего сборника стихов.
– Пятнадцать лет назад я начал пробовать себя в поэзии. Писал как чувствовал, и первые стихотворения были сыроваты, но со временем появилась форма, структура. В 2024-м выпустил сборник стихотворений «Ах, эта жизнь такая разная». В нём собрано 271 стихотворение, а состоит он из восьми глав. Первую я посвятил любимому Нефтеюганску, природе родного края. Вторую – замечательным людям нашего города. Однажды в «ВК» опубликовал пост, предложив посвятить стихотворение каждому желающему. Единственное, о чём просил, – предоставить фото. Для меня было важно вглядеться в глаза человека, ибо они, как говорится, зеркало души. Как художник смотрит на позирующего и рисует картину, так и у меня при взгляде на фотографию возникает в голове яркий образ человека, а я стараюсь отразить его в поэтической форме. И мне это удаётся. Все всегда удивляются, насколько точный словесный портрет человека я даю, даже если с ним малознаком. На мой взгляд, стихотворение – как математика, где у каждой формы есть своя формула. По ним я и действую, но очень хотел бы попробовать писать прозу. Чтобы напитаться знаниями, изучить средства художественной выразительности, я начал изучать труды наиболее известных писателей. Сейчас планирую прочитать все книги Стивена Кинга (это один из любимых моих авторов), а в будущем желаю написать роман. Есть также мечта издать сборник с русскими народными, казачьими и бардовскими песнями.
– При такой занятости находится ли время на хобби?
– В студенческие годы увлекался настольным теннисом. Да и сейчас, только дайте мне ракетку и партнёра,
буду играть часами напролёт. Также летом люблю кататься на велосипеде.
– Вы азартный человек?
– В хорошем смысле – да. А ещё довольно ленивый, именно поэтому стараюсь сделать всё качественно с первого раза, дабы работу не приходилось переделывать. А возможно, я просто ярый перфекционист. Мой девиз: «Либо делай всё максимально качественно, либо просто не берись». При этом мне всегда необходимо что-то доработать, улучшить. Когда я отдал книгу в издательство, у меня руки дико чесались: хотелось подправить рифму то там, то здесь. Постоянно думаю, что можно было бы сделать лучше. Я очень самокритичен и являюсь для себя самым строгим судьёй.
– Чем Вы особенно гордитесь?
– Горжусь многочисленными грамотами и благодарностями, но самая значимая награда – занесение моего имени на доску почёта «Молодёжь – гордость Нефтеюганска» в 2018 году. Чувство эйфории испытываю, когда занимаюсь своим делом, и вдвойне – если результат собственной работы и моих коллег могу с уверенностью вынести на всеобщее обозрение. Мне всегда радостно на душе во время отчётных концертов. Но почивать на лаврах – дело опасное: может показаться, что достиг своего предела и дальше некуда развиваться. Поэтому не успокаиваюсь, исправляю, совершенствую.
– Вы часто принимаете участие в различных творческих конкурсах. Как оцениваете уровень подготовки нефтеюганских творческих коллективов?
– Он очень достойный, я бы сказал, высокий. Нам есть с чем сравнивать: мы постоянно ездим на конкурсы всероссийского и международного уровня и уже убедились, что таких коллективов, как в Нефтеюганске, очень мало по стране. Несмотря на то что у наших конкурентов в больших, в том числе столичных, городах и условия для подготовки лучше, и концертных площадок больше, и аппаратура современнее, одерживать творческие победы продолжают нефтеюганские коллективы. Дело, наверное, в огромной любви к искусству и в желании реализовать свой творческий потенциал. А ещё, безусловно, в таланте и солистов, и педагогов.
Комментарии