Игорь Суровцев, учащийся СОШ №1, стал победителем Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

2024-05-21 12:36:06

Участие в ВОШ приняли 161 303 юных югорчанина, и лишь 11 из них стали призёрами, набрав достаточное количество баллов по своей дисциплине. У Игоря диплом по обществознанию. К слову, год назад юноша стал победителем Всероссийской олимпиады школьников по тому же предмету.

Подготовиться к столь нелёгкому испытанию дважды помогал нашему герою учитель Александр Нефёдов. Педагог отметил, что этот ученик впитывает знания как губка. Сам же Игорь говорит:

«Заняв в прошлом году призовое место, в нынешнем я автоматически, без каких-либо вступительных испытаний вроде регионального и муниципального этапов, прошёл на всероссийский уровень. Во многом я обязан этим Александру Викторовичу, моему преподавателю. Благодаря его урокам мы, ученики, понимаем, например, что история — культурная сокровищница, в которой наряду с опытом и знаниями всего человечества скрыты и его честь, мудрость, подвиги, отвага, предательство, зло… То, что мы можем оценить, что было вчера, помогает нам не только смело идти в завтра, но и думать вне временных рамок. Отвечать на вопросы, что такое хорошо и что такое плохо».

По мнению десятиклассника, обществознание, которое Нефёдов преподает с таким же энтузиазмом, —
больше о том, как понимать этот мир, как видеть то, что здесь происходит.

«Мы не просто разбираем политические, экономические и другие явления — прежде всего мы готовимся к взрослой жизни», — рассуждает Игорь.

По его словам, в практическом туре олимпиады требовалось прочесть текст и ответить на вопросы по содержанию, синтаксису. Касались они полемики, например спора между Курбским и Иваном Грозным. Нужно было выбрать соответствующие положения каждого из них, аргументы, логические ошибки, слабые и сильные стороны их позиций. Теоретический тур представлял собой задачи — логические, экономические — или вопросы. Участники олимпиады, читая тексты, должны были определить и аргументировать, который из них из нейросети, а какой написан журналистом.

Максимальное же количество баллов наш герой набрал по устному туру олимпиады.

«В прошлом году он был интереснее, чем в этом, —
считает школьник. — Давались две позиции: о происхождении человека в рамках социума и происхождении социума уже после происхождения человеческого вида. Нужно было доказать каждую из них».

Игорь отмечает, что можно было почувствовать себя писателем, теоретиком. В этом году предлагалось найти пути решения проблем жилищного, экономического, социального характера для жителей трущоб в Индии.

«В этой стране преступность, нет воды, еды, заработной платы, качественного жилья. Требовалось из пяти предложенных решений выбрать лучшее: перечислить сильные и слабые стороны каждого и аргументировать свою позицию», — поясняет юноша.

Задание показалось ему скучноватым, так как в нём, по мнению десятиклассника, не было никакого азарта, интереса. Тем не менее юному нефтеюганцу удалось набрать по нему 90 % (в прошлом году —
80 %). Из 200 участников в призёры вышли лишь 10 %, и то, что Игорь попал в их число, он считает для себя престижным. Говорит, это очень существенный шанс в жизни, который поможет поступить в вуз. Вот почему так важно успеть всё сделать вовремя.

Помогло ему, безусловно, и собственное интеллектуальное развитие. Два года назад увлёкся учением Ницше, затем стал изучать философию Нового времени: труды Декарта (который показался довольно близким по духу), Дэвида Юма, Спинозы. «Увлекла меня философия Средневековья и Нового времени, а с недавних пор ударился в логические дисциплины и аналитическую философию», — рассказывает юноша.

На вопрос, кем видит себя в будущем, отвечает:

«Для меня это слишком сложно. У меня неприятие любого рода деятельности, связанной с практической направленностью. Из-за этого нет абсолютно никакого желания быть, скажем, инженером, политиком, преподавателем: всё это предполагает некую прикладную составляющую, а мне хочется какой-то абсолютной истины, лежащей вне человеческого тела, а лишь в голове. Если бы я мог посвятить свою жизнь просто знанию, было бы прекрасно. Но… исходя из реалий жизни, скорее всего, найду себя в авангардных профессиях: биоинженерии, генной инженерии, биотехнологии».

Ученик физико-математического класса успешен и в естественнонаучных дисциплинах — физике и химии. Высокую оценку он получил на сессии Югорского физико-математического лицея-интерната, ведущего ресурсного центра ХМАО по работе с одарёнными детьми в области математики, физики, информатики. Магистр МГТУ имени Менделеева отметил, что у Игоря высокий врождённый талант к химии.

Любимое занятие десятиклассника — баскетбол.

«После учёбы это второе, что мне больше всего нравится, — признаётся юноша. — Ощущается в данном спорте ритм, движение, постоянное взаимодействие людей, чувство настроя противника и своих союзников. Особенно привлекают возможность занять лидерскую позицию, способность заставить людей идти за собой».

Увлечён Игорь и чтением лавкрафтовских хорроров: в них описывается ужас непознанного, того, что лежит за гранью понимания человека. Нравятся нашему герою также научная фантастика, романы-анти­утопии Евгения Замятина. Любит и творения Достоевского.

В будущем мечтает учиться в Санкт-Петербурге.

«На мой взгляд, именно этот город отвечает душе любого подростка — как меланхоличного, так и весёлого. Наверное, это самое лучшее место, где я побывал», — делится Игорь.

Поговорили мы с ним и о его представлении об идеальном мире.

«Прежде всего, это свободный мир, где люди могут говорить всё, что хотят, где все понимают и чувствуют друг друга, где есть не просто желчь, которую мы накапливаем в себе и можем извергать из своих уст, но и личное, внутреннее понимание добра и зла. Когда человеку не нужно рассказывать, что это такое, не нужно внушать ему вину или наказывать его. Ведь правосудие совершается внутри самого человека — не вне его. Считаю, это такой мир, где люди, даже несмотря на то что все вольны высказываться как пожелают, будут говорить лишь то, что велит им сердце», — рассуждает неординарный юноша. Правда сожалеет, что вряд ли такой мир возможен.

Вот такие в Нефтеюганске юные жители. Конечно, с некоторыми суждениями нашего героя не согласятся взрослые. Но возраст юношества тем и прекрасен, что позволяет мечтать, дерзать и воплощать в жизнь даже, казалось бы, несбыточные мечты. В любом случае это наше завтра, которое уже сегодня побеждает на всероссийских олимпиадах, смело планирует своё будущее и что-то уже внедряет в жизнь. Лично мне было очень интересно пообщаться с представителем нового поколения Игорем Суровцевым.

Светлана Чтенцова