«Несколько лет я занималась сетевым бизнесом, а мой офис находился по соседству с офисом Аваза Балаева и других предпринимателей, — рассказывает Марита Урусбиевна. — Когда началась специальная военная операция, я увидела, как Аваз всеми силами старается помочь нашим защитникам: договаривается с предпринимателями о доставке продуктов, привлекает горожан, своих друзей, родственников и знакомых к этому важному делу. Я тоже решила не оставаться в стороне.
Дело было в сентябре 2022 года. Предложила свою помощь: принимать и упаковывать продукты питания и средства гигиены (именно с этого всё и начиналось). Вещей поначалу приносили немного. Подключились и другие предприниматели: Айгуль, Елена, Алия, Надежда. Тогда мы и не знали, что наше дело разрастётся, выльется в разные направления. А в то время у нас было просто желание оказать посильную помощь нашим бойцам».
По словам моей собеседницы, объёмы поставляемой горожанами одежды росли, вот и решили организовать так называемую барахолку. Идея была уже не нова, поэтому создали в вайбере свою группу, пояснив цель сбора. Сами же вещи решили хранить в помещении по адресу: 8А, дом 4. Вскоре о группе узнали многие нефтеюганцы. Ведь помогали активисты и нуждающимся, и многодетным семьям города, а хорошие вести распространяются быстро.
29 марта барахолке исполнился год. В десятках аккуратно запакованных чистых светлых мешках хранится всё для отправки на СВО. В одних — одежда бойцам, в других — постельное бельё для госпиталей Донбасса. В третьих — одежда детям, находящимся в разных учреждениях Донецкой и Луганской областей, рассортированная по возрастам. Готовы к отправке и вещи, предназначенные жителям оккупированных территорий.
Много здесь стеллажей с добротной обувью — и для взрослых, и для совсем маленьких. Одни нефтеюганцы её отдают (совершенно бесплатно), другие могут приобрести, внеся сумму, которую посчитают нужной. То же самое касается одежды — как детской, так и взрослой. Замечаю, что на вешалках среди аккуратно выглаженных вещей висят и новые, с бирками.
Все пожертвования идут на приобретение необходимого для защитников СВО, в том числе на закупку материалов для плетения маскировочных сетей, тканей для пошива одежды бойцам.
Маршрут построен
Каждую вещь здесь перебирают, внимательно осматривают. Важно, чтобы она была чистой и выглаженной, в хорошем состоянии. Определяют и её размер. Затем фотографируют и выставляют в группе. Как правило (в 80 %), находится покупатель, просит её отложить. Приходит на барахолку, примеряет. Если вещь подходит — забирает, переводя на счёт группы какую-то сумму, определяя её самостоятельно. Особенно хорошо разбирают одежду больших размеров.
«Есть вещи, которые мы не выставляем. Например, вот эти, мужские, отправим в госпиталь. Принимаем добротные спортивные костюмы, джемперы, рубашки. К слову, нижнее бельё берём только новое», — поясняет Марита.
Немало вещей отправляют мирным жителям Донецка, Луганска, Мариуполя. Есть запросы и на школьную одежду, и для воспитанников детдома или дома малютки. «Аваз у нас большой молодец: каждую отправку отслеживает прямо до пункта назначения», — подчёркивает моя собеседница.
Есть вещи, которые долго не реализуются. Каждые две недели их перебирают и отдают нуждающимся нефтеюганцам. Во время нашей беседы как раз пришла женщина. «Здравствуйте. Вы подберёте мне брюки? И свитерок бы не очень тёплый», — попросила она. Марита, уточнив размер, пригласила её прийти за одеждой на следующий день. Поясняет мне:
«Это женщина из социального центра «Вектор», уже не впервые одевается у нас. Мы всегда готовы пойти навстречу малоимущим гражданам».
А вот пожилой мужчина принёс сумку, говорит: «Здесь женская одежда 48 размера». «Подождите, как Вас назвать?» — вдогонку спрашивает Марита. «Дедушка с бабушкой», — улыбаясь отвечает он на бегу.
Клубки вязальных ниток и ткань доставила Диана. Сообщила: «Это вам от Лили». Два мальчика лет восьми-девяти принесли большие коробки с игрушками.
Глядя на целый склад одежды и обуви, находящийся в образцовом порядке, невольно восхитилась расторопностью и аккуратностью хозяйки «Барахолки». Сколько нужно сил и времени, чтобы всё это перебрать, рассортировать, упаковать!
«Вещи укладываю так, что разбуди меня ночью — найду», — смеётся Марита.
С благодарностью рассказывает она о своих надёжных помощницах: Наталье Косаревой, Татьяне Глобиной, Неле Мельченко, Тамаре Хатынской. Некоторые из них с самого зарождения направления. Волонтёрскую деятельность они совмещают с основной работой, приходят после смены и в выходной. Приносят одежду и обувь из дома, чтобы реализовать и внести деньги в общую копилку. С той же целью приобретают принесённые другими людьми вещи.
«Я нахожусь здесь все дни, кроме выходного, — говорит Марита. — А вообще добровольчество для меня, как и для руководителей остальных направлений волонтёрского сообщества «Тепло для солдата Z», стало образом жизни. Мы и в отпуск не уходим. А если и вынуждены день-два отсутствовать на работе по каким-то серьёзным причинам — просто душа болит».
Отзывчивые и душевные
«Сейчас у нас в группе 244 человека, — рассказывает моя собеседница. — А вообще мне кажется, что вот таких отзывчивых, сострадающих людей, как в Нефтеюганске, в других городах нет. Вот только стоит написать объявление, что в детский дом требуется питание, или памперсы, или подарки на Новый год, как тут же несут сумками. Помогают нам и городская администрация, и «РН-Юганскнефтегаз», и частные предприятия — как финансово, так и с отправками груза».
А горожане несут на барахолку и средства гигиены, и лекарства. Особенно Мариту приятно удивляют пенсионеры. Они, получив пенсию, считают своим долгом выделить деньги или приобрести продукты для оказания помощи нашим бойцам либо жителям Донбасса.
«Каждого человека мы непременно благодарим, выкладываем в группе фотографию подаренного и самого дарителя, если он не против», — говорит Марита.
И тут, словно в подтверждение сказанного, пришла Любовь Ивановна Вирченко. Она посещает барахолку ежемесячно.
«Вот, купила для наших ребят бельё, носки лекарства, чай, сахар, кофе, вафли, шоколадки, — перечисляет женщина. — А сгущёнку приготовила, да забыла. Ничего, ещё раз приду. Я написала молитву для военнослужащего на 20 листах. Разложите, пожалуйста, в посылки!»
Марита, пользуясь случаем, вручила Любови Ивановне благодарственное письмо от команды «Тепло для солдата Z» за ежемесячный вклад в нашу общую победу.
«Знаете, что я думаю? Была бы моложе и здоровья бы побольше, сама пошла бы на СВО. Чтобы отомстить за маму, за причинённую ей нацистами моральную и физическую боль: она с той войны в неполные 16 лет стала инвалидом (передвигалась потом всю жизнь на костылях). И несмотря на трудности сумела воспитать двух детей», — говорит неравнодушная нефтеюганка.
Родина у нас одна
Родом Марита из Кабардино-Балкарии, из Нальчика. Там и училась, получила образование инженера по безопасности движения. По этой специальности трудилась до пенсии. В Нефтеюганск приехала в 1995 году.
Здесь встретила своего мужа, с которым оказалась схожей по мировоззрению. Возможно, потому, что у них одинаковые ценности, привитые в семьях. Оба выросли в советское время. А тот, кто был октябрёнком, пионером, а потом и комсомольцем, воспитан и патриотом своей страны. Так утверждает Марита.
«Родина у нас одна, и в трудное время ей нужно помогать», — считают оба супруга.
Муж Мариты тоже оказывает поддержку бойцам. И полностью разделяет желание жены заниматься волонтёрством. Даже когда Марите пришлось отставить в сторону собственный бизнес, поддержал её.
Большинство знакомых нашей героини одобряют её деятельность, восхищаются альтруизмом Мариты и предлагают свою помощь. Но есть и те, кто говорит: «Зачем тебе всё это надо?»
«Для них у меня есть ответ: это нужно моей душе. Я хочу сделать свой небольшой вклад для этих ребят, которые защищают нашу общую страну. И все воины — наши братья и сыновья. Когда ребята присылают фотографии или видео-ролики, у меня ком в горле и слёзы наворачиваются. А когда благодарят за помощь, это даёт мне стимул ещё больше помогать им», — делится моя собеседница.
За этой убеждённостью есть ещё одна причина. Три близких родственника Мариты — участники СВО. С одним из них в последнее время долго нет связи, но родные знают, что с ним всё благополучно. Второй племянник (позывной «Всадник») два месяца назад получил сильное ранение. Перенёс тяжёлую операцию, к счастью, попал к хорошим врачам и теперь идёт на поправку, но будет комиссован.
Племянник с позывным «Нальчик» ещё в армии заключил контракт и с первого дня СВО был мобилизован. Единственную неделю отпуска ему дали, когда родился ребёнок. Встретил жену из роддома, повидал сына — и снова на СВО. Самая большая радость для всех — когда воин выходит на связь. С волнением показывает Марита редкую фотографию своего родственника. А на другой — его подросший сынишка.
Гордится Марита, что племянники награждены медалями «За отвагу».
«Моя семья вырастила настоящих мужчин, готовых защищать Родину. А это самая главная ценность», — говорит волонтёр.