Прогрессивное обучение начинается с детского сада

2024-03-06 06:36:11

Выявить и развить талант
Одна из инициатив — «Успех каждого ребёнка». В детском саду № 32 «Белоснежка» она осуществляется через организацию дополнительного образования, иными словами — кружковую деятельность. Для проведения кружков разработаны дополнительные общеразвивающие программы. У каждой своя направленность: техническая, познавательно-исследовательская, спортивная, творческая.


В перечень программ персонифицированного дополнительного образования включена и «Я — исследователь». В её рамках малыши учатся проводить различные опыты, исследования.


«Для поддержания образовательного интереса и обучения детей этапам проведения опытов педагог использует возможности цифровой лаборатории, которая называется «Наураша в стране Наурандии». Кружковой работой по данному направлению охвачено 100 % наших воспитанников старшего дошкольного возраста, имеющих сертификат ПФДО. К слову, возможность подать документы на получение сертификата теперь предоставлена и в нашем детском саду», — отметила заместитель заведующего по воспитательно-методической работе Татьяна Масалова.


Спортивная направленность представлена кружками «Олимпик» и «Шахматы», творческая — «Хореографией», техническая — «Легоконструированием и робототехникой». Для развития познавательных способностей детей, посещающих кружок «Игротека», используются развивающие пособия, такие как «Дары Фрёбеля», «Игры Воскобивича», компьютерные развлекательные программы.


Занятия в кружках ведут воспитатели, прошедшие профессиональную переподготовку. Ребята посещают занятия в соответствии с расписанием — один-два раза в неделю. При составлении расписания и учебной нагрузки учитываются возрастные возможности детей. Воспитанники младшего и среднего возраста могут посещать не более двух направлений, старшего — не более трёх.


«Мы используем возможности кружкового движения, чтобы выявлять и развивать способности и даже таланты наших малышей в искусстве, спорте, научных дисциплинах, а также в техническом творчестве», — подчеркнула Татьяна Анатольевна.


Стоит отметить, что родители воспитанников очень ценят возможность заниматься развитием своего ребёнка на базе детского сада, ведь это, безусловно, удобно.


«Я работаю дошкольным психологом, поэтому знаю, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребёнка. Многое из того, что он пробует и осваивает сейчас, со временем может перерасти в серьёзные увлечения, а возможно, и в будущую профессию. Мой ребёнок посещает кружки «Игротека» и «Хореография». Игра для малыша — это знакомство с окружающим миром. У него развиваются мышление, внимание, память, мелкая моторика, организованность и самоконтроль. А занятия по хореографии дисциплинируют, способствуют физическому развитию и двигательной активности», — поделилась родитель Инна Боровкова.


Помогаем вместе
Направление «Социальная активность» национального проекта «Образование» нацелено на создание условий для развития и поддержки добровольчества. Развитие семейного волонтёрства является важным для семей, где растут маленькие дети. Родители своим примером показывают детям, что надо помогать друг другу, быть добрыми, отзывчивыми людьми.

В рамках развития семейного волонтёрства в «Белоснежке» создан волонтёрский отряд «Помогаторы». В него вошли родители воспитанников детского сада и сами дети. Инициатива проекта принадлежит председателю совета родителей образовательной организации Галине Синицкой. С этой идеей она выиграла грант губернатора для физических лиц и получила финансовую поддержку на её реализацию. Работа по проекту стартовала 1 марта.


«Если раньше мы приглашали родителей только в роли наблюдателей, то сейчас они активные участники мероприятий. Совместно с педагогами детского сада «помогаторы» примут участие в волонтёрских акциях и мероприятиях согласно календарю образовательных событий программы воспитания», — пояснила заведующий ДОУ Светлана Епифанова.


В различных волонтёрских направлениях детский сад участвовал и ранее. Сотрудничая с общественным движением «Ветераны России», регулярно отправляют письма и посылки бойцам СВО, оказывают помощь бездомным животным в приюте. А ещё в саду создано детско-взрослое сообщество «Эколята», которое участвует в природоохранных мероприятиях. В течение года собирают батарейки и крышечки, зимой вешают на деревья кормушки. А недавно выиграли конкурс видеороликов на тему раздельного сбора мусора, проводимый АО «Югра-Экология».


Современные технологии
Ещё одним направлением проекта является «Цифровая образовательная среда». Его цель — повышение качества и доступности образования посредством организации современного цифрового образовательного пространства. Сейчас во многих детских садах используются интерактивные панели, делающие процесс обучения более увлекательным для детей. Панели легко превращаются в географическую карту, химическую лабораторию, интеллектуальную викторину, раскраску, информационный стенд и даже в обучающую видеоигру. К слову, последние могут создавать сами воспитатели с помощью интерактивного редактора «Сова».


Также проектом предусмотрено взаимодействие с родителями воспитанников в цифровом пространстве. Например, с помощью дистанционных образовательных технологий. В детском саду № 2 «Колосок» основным способом взаимодействия является инновационная цифровая платформа Smart School Pro, или «Детский сад в кармане». Стоит отметить, что данный детский сад пока единственный в городе использует эту платформу, являясь региональной пилотной площадкой по её апробации.


«Платформа Smart School Pro собирает всю информацию по каждому ребёнку и группе в одном окне, сокращает количество бумажной работы, время, потраченное на создание отчётов, помогает выстраивать эффективную коммуникацию внутри команды и с семьями воспитанников. Даёт возможность получить достоверную информацию об уровне развития каждого ребёнка и сформировать для него индивидуальную траекторию развития», — рассказала заместитель заведующего ДОУ № 2 Елена Рудакова.


Пользуясь платформой уже второй учебный год, педагоги отмечают её эффективность и удобство использования. Особенно преимущества видны при проведении учебной диагностики и мониторинга. Там разработана карта, которую педагоги заполняют на каждого воспитанника, ориентируясь на наблюдения, беседы, игры. В ней прописаны такие критерии, как внимание, восприятие, память и другие. Можно также определить готовность ребёнка к школе. После заполнения карты система сама формирует итоговый отчёт. Раньше эта задача ложилась на плечи воспитателей. Теперь же на бумажную волокиту уходит гораздо меньше времени.


«Мы стараемся идти в ногу со временем, и это заслуга всего коллектива. Главное — управленческий аппарат, а это заместитель заведующего и старший воспитатель, имеет прогрессивные взгляды и к новинкам относится с большим интересом. Чтобы повести за собой команду, нужно в первую очередь самим разобраться в технологии, выстроить стратегию перехода и сопровождать коллег, помогая им. А педагоги, увлечённые новой системой, видят её положительные моменты и смело двигаются вперёд», — резюмировала заведующий детским садом Татьяна Бухтиярова.


Научно-технический прогресс не стоит на месте, а вместе с ним непрерывно модернизуется и система образования. И это значит, что образовательное сообщество уверенно движется к национальным целям, поставленным перед ним президентом РФ.

Фото предоставлены детскими садами № 32 «Белоснежка» и № 2 «Колосок»

Елена Масалова