Согласно ему с 1 января 2024 года будет жить и работать наш город. Основой городского бюджета на грядущий 2024-й по-прежнему остаётся социальная ориентированность. Что это значит для обычного горожанина?
Всё очень просто. Социально ориентированный бюджет направлен на поддержку социальных программ, проектов и инициатив, способствующих решению социальных проблем и укреплению социальной сферы в целом. Он включает в себя расходы на здравоохранение, образование, социальную защиту, культуру, спорт и другие сферы, связанные с улучшением жизни граждан.
Так, на социальные отрасли в 2024 году в нефтеюганской казне предусмотрено 66,9 % всех расходов,
47 % из них занимает раздел «Образование». На национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды в будущем году запланировано 23 % общих расходов городского бюджета.
Одним из основных принципов социально ориентированного бюджета считается учёт мнения граждан при планировании городской казны в части определения приоритетных направлений социально-экономического развития города. К обсуждению будущего документы подключается городской общественный совет, организовываются публичные слушания. Все активные и неравнодушные горожане могут принять участие в обсуждении главного финансового документа Нефтеюганска.
Доходы
Структура доходов бюджета города Нефтеюганска на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов представлена налоговыми доходами, неналоговыми доходами и безвозмездными поступлениями.
Стоит отметить, что:
* налоги на совокупный доход (к ним относятся: единый сельскохозяйственный налог, налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения, доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при применении упрощённой системы налогообложения);
* налоги на имущество физических лиц и земельный налог;
* госпошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, — зачисляются в городской бюджет в размере 100 %. Остальные налоги мы делим с бюджетами других уровней, по нормативам, установленным законом. Важно помнить, что местные налоги составляют значительную часть городской казны, от их своевременной уплаты зависит доходность бюджета.
Что такое безвозмездные поступления в бюджет? Дотации, субвенции и субсидии поступают в городскую казну из бюджета ХМАО — Югры на решение определённых задач. Ещё говорят, что эти средства — целевые. Например, субвенции направляются на организацию отдыха и оздоровление детей, субсидии — на благоустройство муниципальных территорий, дотации обеспечивают сбалансированность бюджета.
Расходы
С 1 октября 2024 года учтена индексация на 4 % фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений, не подпадающих под действие указов президента Российской Федерации от 2012 года. На 2025-2026 годы индексация учитывается на уровне 2024 года с пересчётом на полный год.
В расчёте фонда оплаты труда по категориям работников, поименованных указами президента Российской Федерации, учтено прогнозное значение показателя в сфере дополнительного образования на 2024 год 96 783 рубля, на 2025 и 2026 годы — аналогично, в сфере культуры на 2024 год — 92 335,4 рубля, на 2025 и 2026 годы — аналогично.
Учтено изменение минимального размера оплаты труда (МРОТ), устанавливаемого ежегодно, с 35 732,4 до 42 332,4 рубля.
На заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда в 2024 году будет направлено 53,9 % всех запланированных расходов, или 6 931 686 552 рубля, в 2025 году — 65 %, или 7 163 014 252 рубля, в 2026 году — 65,9 %, или 7 163 773 466 рублей.
В процессе формирования бюджета города на 2024-2026 годы проведена работа по совершенствованию подходов к формированию муниципальных программ (в том числе их формату и структуре).
В проектную часть вошли три типа проектов, направленные на достижение: целей, показателей и решение задач национальных проектов; показателей федеральных проектов, не входящих в состав национальных проектов; целей социально-экономического развития автономного округа.
Что получат горожане в 2024 году?
Приведём некоторые цифры расходной части городского бюджета, за которыми стоят конкретные мероприятия для горожан, запланированные на следующий год.
В их числе и новые объекты инфраструктуры.
1. Поддержка малого и среднего предпринимательства по нескольким направлениям — 10 677 100 рублей.
2. Поддержка НКО — 5 950 000 рублей.
3. Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей — 5 407 975 203 рубля.
4. Организация бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях — 139 471 500 рублей.
5. Развитие летнего отдыха и оздоровления — 63 712 296 рублей.
6. Развитие физической культуры и массового спорта — 14 240 705 рублей.
7. Обустройство городского парка (первый городской парк, расположенный в 4 микрорайоне) — 115 000 000 рублей.
8. Строительство КНС-3а, коллектор напорного трубопровода (реконструкция) — 613 787 072 рубля.
9. Строительство и авторский надзор дороги по объекту «Автодорога по ул. Набережной» (участок от ул. Романа Кузоваткина до ул. Нефтяников) — 172 947 570 рублей.
10. Благоустройство общественной территории в районе лыжной базы — 31 507 300 рублей.
Наталья Проскурякова, общественный помощник уполномоченного по правам человека, уполномоченного по правам предпринимателей в ХМАО — Югре:
Развитие несырьевого предпринимательского сектора в Югре — одна из приоритетных задач нашего региона. Отрадно, что в городском бюджете на следующий год запланирована ощутимая поддержка для предпринимателей, в том числе социальных. Увеличивается и количество программ, а значит и объём денежных средств на поддержку некоммерческого сектора. Число НКО в Нефтеюганске растёт, запрос на услуги, предоставляемые некоммерческими организациями, велик, люди объединяются в сообщества для решения многих общих гуманитарных вопросов. Хорошо, что город помогает им развиваться.
Светлана Старкова, исполнительный секретарь местного отделения партии «Единая Россия»:
Я всегда стараюсь участвовать посредством публичных слушаний в обсуждении проекта городского бюджета. Для меня важно понимать социальную ориентацию главного финансового документа нашего города. Я учитель по образованию и знаю, как важны развитие школ и детских садов, достойная заработная плата педагогов, расширение спектра дополнительного образования детей. Ежегодно финансирование муниципальной программы «Развитие образования в городе Нефтеюганске» увеличивается.
Анастасия Береговая, молодая мама:
Очень ждём с дочкой парк. Когда обсуждалась идея его создания в 4 микрорайоне, я тоже принимала в этом участие. Нашему городу нужен настоящий городской парк отдыха. Современный и красивый. Рада, что в планируемом на 2024 год бюджете есть деньги на реализацию такого важного общенародного проекта.