Ученики нефтеюганской школы №7 познакомились c традициями, обычаями и особенностями национального костюма представителей Таджикистана

2023-12-06 12:36:11

Столица Таджикистана — Душанбе (с тадж. — понедельник). В этом городе проживает 84 процента всего населения страны. Национальная одежда мужчин состоит из брюк, халата и тюбетейки (квадратная или круглая шапочка, украшенная вышитыми или ткаными узорами). Женщины носят просторные платья, тоже расшитые национальным орнаментом, на голове — платок либо тюбетейка.

Существуют северные и южные таджики, внутри этих крупных подразделений есть множество локально-территориальных групп (например, вар-зобцы, ромитцы, кулябцы, каратегинцы и др.), которые живут в автономных географических областях. Где-то присутствует и деление таджиков на жителей равнины и горцев. К таджикам относят и припамирские народности (помири), в силу исторических причин оказавшиеся на периферии этнической территории Таджикистана и развивавшиеся самостоятельно. По религиозной принадлежности они в основном мусульмане-сунниты, есть и шииты-исмаилиты.

Таджики говорят на таджикском языке, относящемся к юго-западной группе иранских языков (индоевропейская языковая семья). В нём выделяются диалектные группы: северная (говоры Бухары и Самарканда, Ферганской долины, Ура-Тюбе, Пенджикента и др.), центральная (верхнезеравшанская), южная (каратегинские, кулябские, рогские и бадахшанские говоры) и юго-восточная (дарвазская). Припамирские народности говорят на памирских языках, относящихся к восточной группе иранских языков.

Фольклор таджиков богат и разнообразен: трудовые, обрядово-календарные, обрядово-праздничные и траурные народные песни (суруд), популярны четверостишия (рубаи). Но наиболее интересны сказки — волшебные и сатирические, широко распространены юмористические рассказы-анекдоты (латифы), например о Ходже Насреддине.

Знакомили школьников с культурой своего народа Фатмахон и Нурмухаммад Джураевы.

«Я родилась в Таджикистане, потом мы с семьей переехали в Нефтеюганск. Некоторые традиции своей страны продолжаем соблюдать и здесь. Например, по пятницам обязательно готовим плов. Также делаем манты и куртак, национальное блюдо из огурца, перца, помидора, лепёшки и твёрдого сыра — курта, получаемого из подсоленного створоженного молока, спрессованного и высушенного на солнце», — рассказала Фатмахон.

По её словам, в таджикских семьях принято расстилать скатерть и есть на полу, а за стол садятся, лишь когда приходят гости.

На родном языке Фатмахон и Нурмухаммад по ролям рассказали детям сказку, а её перевод школьники могли прочитать со слайдов презентации на экране проектора.

Аист-табиб

Волк крал баранов у жителей кишлака. Однажды, поймав барашка, волк торопился его съесть, и косточка застряла у волка в горле.

Он не мог глотать, даже дышал с трудом. От испуга и боли волк не находил себе места. Он пошёл к табибу.

— Твоему горю нельзя помочь, — сказал табиб, — кость застряла так глубоко в горле, что её не вынуть. Придётся тебе умереть.

Волк страшно испугался. Горько плача, шёл он полем. Аист бродил по болоту, ловил лягушек и ел. Услышав плач волка, он подошёл к нему и спросил:

— Что случилось с тобой?

— Ой, не спрашивай! — ответил волк. — Горе мне: я должен умереть! В горле у меня застряла кость. Табиб отказался мне помочь!

Видит аист — в самом деле волку плохо. Жалко стало аисту волка.

— А ну-ка подойди поближе. Посмотрю, что у тебя в горле, — сказал аист. — Когда-то мой отец был табибом. Я кое-чему от него на­учился.

— Ох ты мой хороший! — сказал радостно волк. — Если ты избавишь меня от этого несчастья, награжу тебя чем хочешь!

Аист всунул свой длинный клюв в горло волка, ухватил застрявшую там кость и вытащил её.

Почувствовав облегчение, волк, очень довольный, пустился бежать.

— Стой! Где же твоя награда? — сказал аист.

— Ты ещё недоволен! — воскликнул волк. — Ты засовывал свою голову в моё горло и целехонькой вынул её обратно! Разве это для тебя не награда? А если бы я откусил тебе голову, что бы ты тогда делал?

Аист ничего не ответил волку, но подумал: «Не стоит лечить таких больных».

После прослушивания сказки ребятам предложили порассуждать о её смысле, назвать отрицательных и положительных персонажей.

«Самый плохой герой — волк: он воспользовался тем, что аист его слабее, и не отблагодарил — наоборот, сделал вид, что аист ему должен. Доктор тоже отрицательный, потому что врачи должны помогать больным и делать всё возможное, чтобы тем было хорошо», — пришли к выводу ребята.

А затем нарисовали рисунки по мотивам прослушанной сказки. Среди предоставленных нам работ мы выберем лучшие.Самый талантливый художник получит от «ЗН» специальный приз!