Югра шефствует над Макеевкой, оказывая всестороннюю помощь и поддержку ее жителям. Нам журналистам тоже есть чем поделиться с коллегами из новых Российских территорий, уверены, что и статьи из Макеевки станут интересны читателям «ЗН!». И Нефтеюганск, через наши материалы, жители ДНР узнают получше.
Кто стоит за словосочетаниями Россия помогает Донбассу, Югра помогает Макеевке? А кто нашу помощь принимает, кто благодарит за поддержку и радуется вниманию? Обычные люди: сильные, смелые, ответственные, любящие, милосердные, красивые, дорогие, добрые.
Главная задача нашего сотрудничества – узнать друг друга получше, распахнуть на встречу друг другу свои души и сердца! Мы теперь одна страна, один народ!
Привет, Макеевка, как дела? Рассказывай!
«Нам нужно быть с теми, кто страдает, – это главное в искусстве!»
В ДНР снимают кино
«Тишина! Звук! Камеры пошли!»… и наши земляки, ставшие героями фильма, затаив дыхание, буквально погрузились в атмосферу кинематографа. Сегодня в Республике активно ведутся съёмки музыкально-документальной ленты «Праздник», режиссёром и сценаристом которого стала Юлия КЛИМЕНКО родом из Нижнего Новгорода, чья недавняя кинокартина «Когда придёт весна» о событиях на Донбассе, уже успела завоевать внимание зрителя. Журналист «Макеевского рабочего ДНР» пообщался с создателями фильма на съёмочной площадке, а также теми, кто вовлечён в этот уникальный процесс.
В основу нынешнего сценария легли документальные хроники жителей Донецка, Горловки, Волновахи, Мариуполя и других городов Республики. Это реальная история о детях — будущих музыкантах, их учителях и родителях. Большинство маленьких героев фильма родились во время войны и не знают мирной жизни, у многих из них погибли или искалечены близкие. Несмотря на это, они продолжают жить и творить.
Во время съёмок кинокартины моё внимание сразу же привлёк шестилетний мальчик, который уверенно держался на сцене и как-то сразу вжился в свою роль. Знакомьтесь! Это Святослав Мостовой – маленький макеевчанин, сын актрисы ДРАМТа Кристины Мостовой. Ему досталась одна из необычных эпизодических ролей. Его герой – Валерик – совершенно из реальной истории, которая произошла в Горловке и легла в основу сценария. После очередного обстрела малыш перестал разговаривать и его мама, чтобы как-то расшевелить сына, приводит его в музыкальную школу в надежде на то, что там он заговорит. В конце фильма, когда все собираются на концерте, он оказывается под впечатлением песни, которую поёт такая же юная героиня фильма, и с восторгом обращается к маме: «Я тоже хочу так петь!» Маленькое чудо свершилось – малыш заговорил!
Интересуюсь у Святослава, как он будет себя вести в момент съёмок:
— Наверное, буду более молчаливым, — отвечает он, и тут же делится своим приёмом. – Но я стараюсь не смотреть на зрителей, чтобы не стесняться. Это очень помогает!
Надо отдать должное режиссёру киноленты Юлии Клименко, атмосфера на съёмочной площадке очень творческая и доброжелательная. Юным героям уделяется максимум внимания, их часто поддерживают аплодисментами актёры массовки – такие же простые дончане и макеевчане, подзадоривают и шутят, хотя кино о серьёзном – о наших с вами переживаниях, о ежедневном подвиге соотечественников – о другом фронте, а не только о том, который остаётся сегодня на передовой. Это наши постоянные походы на работу, учёбу, разные бытовые, жизненные ситуации, масса мелочей, из которых в общем-то и складывается жизнь на войне.
Сочетание документального жанра и мюзикла
— Этот фильм про людей, которые живут в Донецке и которые его защищают, — отмечает в интервью «Макеевскому рабочему» Юлия, – о тех, кто тянет непосильный груз войны, оставаясь при этом людьми, не переставая работать, жить, заботиться друг о друге, воспитывать детей, совершая тем самым подвиг военной жизни. Это наполовину игровой фильм, в котором задействованы актёры из музыкально-драматических театров Донецка, Макеевки, Мариуполя, а ещё много документальных историй с участием реальных людей.
Снимают это кино не только в помещениях, например, как в этот раз, в донецкой музыкальной школе №4, но и на передовой, где военные обеспечивают съёмочную группу всем необходимым, чтобы получалось максимально гармоничное совмещение документальной среды и игровых сцен.
— Юлия, как меняется сегодня современное документальное кино в связи с событиями?
— В нынешней ситуации в кинематографе появилось больше драматизма, который продиктован современностью, нашей окружающей действительностью. Сейчас документальное кино на пике популярности, много людей работают в этом жанре. К примеру, задействованы те же военкоры, которые снимают не только репортажи – у них выходят замечательные сюжетные фильмы, ну и художественное кино потихоньку подтягивается. Ведь в последнем сам процесс его производства намного сложнее документалистики. Я верю, что и художественный кинематограф, режиссёры и сценаристы тоже будут втянуты в этот процесс, потому что необходимо показывать то, что происходит сейчас. Нам нужно быть с теми, кто страдает, художник не может по-другому, нельзя дистанцироваться, потому что это противоестественно для искусства.
Гармония радости и печали
— Что было самым сложным в съёмках этого фильма?
— Организация военных сцен. Люди сейчас заняты, и это объяснимо, другим делом, но у нас отличный военный консультант, которому я выражаю огромную благодарность! Это и военные из наших православных батальонов «Дмитрий Донской», «Архангел Михаил» – восхищаюсь тем, насколько у них всё организовано, надо сказать, гораздо лучше, чем это делается в кино. Несмотря на сложность съёмок, у нас всё получилось!
— А почему «Праздник»?
— Это непросто объяснить. У православных людей, к примеру, и Рождество, и Пасха, — радостные дни, но вместе с тем мы празднуем и распятие, как ни странно. Вот это наше светлое приятие одновременно и жизни, и смерти, праздника бытия во всём его многообразии – это наш стержень русского человека, который здесь живёт и, конечно, это чувствуется во всех людях Донбасса. Я хотела бы, чтобы зритель сумел уловить эту гармонию светлого и тёмного, сочетание радости и печали, по крайней мере, я заложила это настроение в основу фильма.
Съёмки полнометражного кино, в создании которого задействована сплочённая и креативная команда донецких специалистов, завершатся в октябре, а увидеть картину можно будет уже в феврале на канале НТВ. Ещё обязательно будет экранная версия! Есть замечательный Общероссийский передвижной фестиваль Олеси Шигиной «Кино на службе Отечеству» и этот фильм там уже ждут. Юлия Клименко надеется, что он позволит увидеть картину зрителям в разных городах.
«Создавать нужно добрые фильмы!»
Одного из главных героев фильма, солдата с позывным Бернес, играет известный музыкант, лидер московской рок-группы «Зверобой», давно полюбившейся слушателю своими хитами «Эти русские» и «Едут, едут БТРы», Александр Носков. Он же выступает и в качестве автора музыки к фильму.
— По сценарию я служу, пою для ребят в воинской части, на концерте, потом со мной происходит ситуация, когда меня подрывают, но, слава Богу, я остаюсь жив и возвращаюсь домой к родным, — рассказывает Александр. У него это второй опыт в кино, а в съёмках в Донецке он участвует впервые. – Я не профессиональный актёр, а музыкант и для этого мюзикла написал несколько песен, кстати, не только я, а также мои жена и дочь. У нас получилось такое семейное творчество для этого фильма. В донецкой студии мы ещё и записываем музыкальный ряд для него.
* Вокалист рок-группы «Зверобой» Александр НОСКОВ буквально сроднился со своим героем с позывным Бернес.
Для меня интересен буквально каждый день, потому что я узнаю что-то новое и больше даже по военной части. Так или иначе, мне приходится сталкиваться с военным бытом. В фильме я получаю ранение и мне надо показать эмоции человека, которому действительно очень больно. Вот скоро меня начнут «взрывать», надеюсь, не по-настоящему, — отшучивается Александр Носков, – это очень необычный опыт, нас консультируют реальные военные, показывают, как обращаться с автоматом. Ну и у меня чудесные партнёры по фильму – жена и дочка, с которыми мы в первый же день нашли общий язык. Фильм примечателен ещё и тем, что на 80% состоит из настоящих героев – не актёров, и такое смешение – очень оригинально. Иногда мне кажется, что ребята играют даже более органично, чем я. У нас очень насыщенные съёмки!
Фильм получается добрым и светлым, этим мне изначально и понравился сценарий. Ужасов в жизни и так хватает. Я считаю, нужно создавать добрые фильмы.
Наталья ШОКОТКО, главный редактор газеты «Макеевский рабочий ДНР».