С бывшей женой – дружба
Андрею Самсонову 67 лет, он работает таксистом.
– А что делать? Живу один, у телевизора сидеть не хочу. Вообще, мне нравится общаться с пассажирами, – начал он разговор, не отрывая глаз от дороги.
Причина одиночества пенсионера – развод после 45 лет совместной жизни. Приехали с женой в Челны еще в 80-х годах, были молоды и счастливы. Родились два сына и дочь, у которых давно свои семьи, живут отдельно. Казалось бы, можно и для себя пожить. Ан нет…
Мужчина постоянно в делах: днем – работа, любит дальние поездки с пассажирами, чтобы время быстрее шло. В выходные традиционные рыбалка и баня с друзьями.
– Домой возвращаться не хотелось: жена смотрела бесконечные сериалы да по телефону с подружками болтала, – делится Андрей Сергеевич. – Я ужин сам разогревал, потом в другую комнату шел свои передачи смотреть. Утром перекидывались на ходу: «Все нормально?» – «Нормально, ну пока». И что это за жизнь?
Последней каплей для него стало желание Елены поехать с разведенной подругой на курорт.
– Такое чувство было, словно стрелки часов сошлись на цифре «12» и протикали: «Пора!», – рассказывает он. – Меня ничто не держало – детей на ноги поставил, и просто захотелось жить одному. Был готов к скандалу, но жена согласилась, лишь сказала в ответ: «Мне тоже надоело, что ты всегда на работе!».
Решение родителей дети встретили в штыки, старались узнать причину и обещали ее решить, отговаривали. В итоге все разругались и долго не общались. За это время супруги подали заявление в загс, продали двухкомнатную квартиру и гараж, затем добавили сбережения и купили каждый по «однушке». При этом мужу остался автомобиль, а жене – небольшая дача.
– С Еленой мы друзья, – делится мой собеседник. – Она мне звонит, если ей куда-то надо ехать, я ее подвожу. Она мне дает заготовки с дачи. По дороге говорим о детях. Так сложилось, что уже два года дочь меня простить не может и игнорирует. Хорошо хоть сыновья звонят и в гости приглашают.
После развода квартира стала малосемейкой
Уже третий год мама Фаргата Сиразиева живет в его квартире. Ей необходимы дорогие лекарства, уход и самое главное – посидеть рядом, поговорить по душам. Болезнь подступила после развода с мужем, с которым женщина прожила 39 лет.
– С детства видел, как мама терпела выходки отца, – делится Фаргат. – Говорила, что стыдно разводиться – родня осудит. В нашем доме покоя не было. Отец работал на стройке, вечерами приходил злой, усталый и устраивал разборки: требовал показать дневник, а маме попадало за все подряд: ужин невкусный, мусор не вынесла. В выходные он любил лежать на диване и пить пиво, глядя в телевизор. А когда на пенсию вышел, то и вовсе обленился – в магазин сходить не допросишься.
Квартиру, «двушку», женщина получила на заводе, домашнее хозяйство тянула одна. Когда сын устроился на работу и приобрел по ипотеке отдельное жилье, мама заявила: «С твоим отцом развожусь – хочу пожить для себя».
Муж согласился, и спустя месяц в паспортах 62-летних супругов появились штампы о разводе. Их квартиру разменять не удалось, они стали жить в разных комнатах, врезав в двери замки. Бывшему мужу пришлось самому стирать, ходить в магазин, заняться готовкой. Когда Фаргат приходил в гости, к чаепитию присоединялся и отец, обсуждал с ними новости. Бывало, просил у сына денег в долг. На день рождения Фание ханум сын подарил абонемент в бассейн, где она приобрела подругу, с которой ходила на спектакли, концерты. А муж преподнес свой подарок: привел в квартиру женщину, заявив, что еще молод и в старики не записался.
Делить кухню и ванную с чужой женщиной в собственной квартире Фания ханум не хотела. Все обернулось нервным срывом. Сын забрал ее к себе, так что пока решил с собственной женитьбой не торопиться.
– Я – электрик, по вечерам беру заказы, чтобы подработать, – говорит Фаргат Сиразиев. – Деньги нужны для лечения мамы, вот уже и насчет санатория договорился. Поедем вместе – одну ее не отпущу.
Взрослые дети кричали: «Что вы позоритесь?!»
Развод челнинцев после 48 лет совместной жизни вызвал шок у всех родных, но больше всех их ругали дети. Они разделились на два лагеря: сын общался с отцом, дочь – с матерью. При этом часто выговаривали родителям: «Что вы позоритесь?!».
Рашид и Раиса – сверстники, родом из одной деревни, учились в одной школе. Поженились, переехали в Челны. Муж работал на частном предприятии, потом устроился на Север – ездил вахтой.
– Папа приезжал на месяц и с хорошими деньгами, – рассказывает дочь Лилия. – Благодаря экономной маме, смогли купить двухкомнатную квартиру в пятиэтажке. Потом папа приобрел машину, и мы вместе ездили в деревню. Об отдыхе на море и речи не было – надо было помогать дедушке и бабушке. По-моему, все у нас было нормально. Видно, казалось…
Выйдя на пенсию, мужчина устроился охранником в дачное общество. В это время у дочери закончился декретный отпуск, она вышла на работу. Присмотреть за внуком на весь день приезжала бабушка.
– Во время таких маминых дежурств папа, скорее всего, стал чувствовать себя брошенным, – сетует Лилия. – А что делать? Сын часто болеет, в детсад водить нет смысла. Папа первым начал разговор о разводе, мама была против, плакала.
После развода мужчина уехал в родную деревню и поселился в пустующем родительском доме. Сейчас он настаивает на продаже квартиры, чтобы поделить деньги, они ему нужны на ремонт. Дочь надеется на свою долю, а сын не вмешивается. Лишь мать молчит: хватит ли ей денег купить однокомнатную? Или останется лишь на малосемейку?
Комментарий экспертов
У челнинского юриста Людмилы Головиной есть опыт ведения бракоразводных процессов пожилых пар.
– Молодые чаще всего разводятся на эмоциях – кто-то не уступил, и началось выяснение отношений, сбор компроматов, лишь бы максимально насолить друг другу, – говорит она. – Что касается людей старшего возраста, то, во-первых, бывает синдром Петросяна, когда состоятельные мужчины разводятся с женой-ровесницей из-за новых отношений с более молодой женщиной и детей на стороне. В прежних семьях наследники уже взрослые, и раздел имущества происходит тихо, без скандалов, ведь мужья предлагают экс-женам забрать все, что им хочется.
Во-вторых, с возрастом наступает скука в отношениях: дети разъехались, не требуют забот. Ведь есть супружеские пары, у которых из общего – только долги, дети и жилплощадь.
В-третьих, выход на пенсию резко увеличивает время, которое супруги проводят вместе, так появляются разногласия, ведь не всегда новые интересы и увлечения устраивают обоих.
Своими советами по сохранению брака поделилась семейный психолог Тамара Юдина:
– Расскажите о своих недостатках друг другу: снимая маску идеальности, можно поговорить по душам. В любой ситуации, как бы вам плохо ни было, старайтесь вести диалог, а не словесную дуэль. Ставьте себя на место партнера, думайте, потом делайте. Как бы то ни было, умейте беречь нервы и уважение друг к другу.
Перед тем как решиться на развод, задайте себе вопросы:
1. Чего будет жаль лишаться после развода?
2. Представьте свою жизнь без второй половины: появятся ли в ней минусы?
3. Будут ли трудности при разделе имущества?
О закулисной жизни редакции и личном журналистском опыте читайте в авторском блоге Ляля Гайфутдиновой.
Комментарии