1. «Боялась, что трубы украдут и сдадут в металлолом»
Под Органный зал администрация города в 1997 году передала самый вместительный – на 1200 мест – в городе кинотеатр «Россия». Заранее из Казани прибыл ценный груз. Где хранился инструмент чешской фирмы «Rieger-Kloss»?
– Демонтированный орган в ящиках, со всеми предосторожностями, привезли на грузовике «КАМАЗ», все маленькие и большие трубы мы разложили на полу кинотеатра «Россия». Пришлось не только следить за температурой в помещении, но и регулярно переворачивать трубы, чтобы в них ходил воздух. А труб 3642 штуки, – рассказала Гузьзада Руденко, экс-начальник управления культуры города. – Времена были непростые, я боялась, как бы их не украли и не сдали в металлолом, ведь трубы медные, из сплава олова и свинца.
2. Кинотеатр и свалка
Сложная реконструкция кинотеатра легла на плечи строителей ГлавУКСа. Что выявила ревизия здания?
– Неожиданностью стало то, что по ошибке проектировщиков фундамент одного из углов кинотеатра был заложен на месте бывшей свалки, – рассказывает Фриль Ахметов, экс-начальник ГлавУКСа администрации города.– Поэтому заново разобрали стену с трещиной, раскопали свалку и мусор с нее вывезли.
Опыта возведения подобного учреждения у челнинцев не было, поэтому они ездили по городам России, в Прибалтику, где изучали особенности органных залов. В Челнах они залили фундамент под инструмент весом в 19 тонн на площадке 16 тысяч квадратных метров и глубиной 4 метра.
По признанию Фриля Ахметова, самой большой проблемой в реконструкции кинотеатра было отсутствие денег. Выход нашли: финансирование объекта велось преимущественно за счет взаимозачетов по налогам с организациями и предприятиями города и республики.
3. Лиственница, дуб и бук
Наш Органный зал считается одним из лучших в России по акустическим параметрам. В чем секрет этого?
– Если зал не звучит, то не может называться концертным, поэтому в интерьере челнинского зала применены хорошо отражающие звук материалы, специально подобраны кресла, – говорит органист, ректор Казанской государственной консерватории Рубин Абдулин, именно под его контролем велась реконструкция. – Так, стены, потолок, сцена выполнены из благородной породы дерева – лиственницы, доставленной из Сибири. Полы настелены буком, даже двери – из дуба.
Рубин Абдуллин рассказал, что, когда Минтимер Шаймиев впервые вошел в челнинский Органный зал, то не сдержал восхищения: «Ничего себе – провинция!».
На открытие Органного зала приехала выдающаяся певица Ирина Архипова, исполнившая «Реквием» Верди. На тот момент ей было 80 лет.
– Звоню Ирине Константиновне, а она жалуется, мол, болею, – делится воспоминаниями Рубин Абдуллин. – Но, услышав об открытии нового зала, оживилась: «Обязательно приеду – это же концертный зал в Набережных Челнах!». Изменил график гастролей по этому случаю и пианист Николай Петров, он тоже выступил в Челнах.
4. Мастера-иностранцы запретили делать фото
Возраст органа был почтенный: до переезда в новые апартаменты он прослужил четверть века в актовом зале Казанской консерватории и позже, еще лет десять, пребывал в нерабочем состоянии. Рубина Абдуллина волновало, зазвучит ли орган, как прежде, после демонтажа?
Инструмент зазвучал благодаря специалистам фирмы «Rieger-Kloss» из чешского города Крнова. Повозиться им пришлось, ведь во время реконструкции многие трубы по неосторожности были помяты, их пришлось выпиливать, долго равнять и снова паять. Ремонт, восстановление работоспособности инструмента велись за закрытыми дверями – иностранцы не разрешили сфотографировать момент монтажа даже для истории.
Кстати
• Органов в Татарстане два – первый в Казани, в Большом концертном зале им. Салиха Сайдашева, второй – в Челнах.
• Челнинский инструмент отличается от столичного собрата. В Казани органист сидит лицом к зрителям: так легче играть с оркестром — видишь дирижера. В нашем зале за ним приходится наблюдать в зеркало, закрепленное над нотами.
• В челнинском Органном зале зале поддерживается температура +20 градусов и определенная влажность воздуха: такого климата требует инструмент.
• У органиста – специальная обувь: с кожаной подошвой, плотно облегающая ногу, ведь на инструменте приходится играть и руками, и ногами.
• В Органном зале ежегодно проходит по 120 концертов и фестивалей, которые посещают свыше 60 тысяч слушателей.