Под полушубком – окровавленный китель 

 

Об этой трагедии, произошедшей в нашем городе 41 год назад, СМИ писали много. В том, что подвиг 28-летнего офицера милиции хранится в памяти горожан, убедила  акция «Имя Челнов. Исторический выбор»: Томази  Кереселидзе занял в списке шестое  место, уступив только знаменитым первопроходцам КАМАЗа. Вообще-то, Томази тоже был из первых. 
 … 6 декабря 1978 года старший инспектор дорожного надзора отделения ГАИ УВД Челнов Томази Кереселидзе заступил на службу во вторую смену в поселке ГЭС. Около 22 часов, когда он патрулировал улицы на машине «Москвич-408», навстречу вдруг  вылетел новый «КАМАЗ»  без номерных знаков. (Как позже выяснилось, водитель – отгонщик управления  сбыта должен был  доставить  его в речпорт). Грузовик на полном ходу задел стоявший на остановке  пассажирский «ЛиАЗ» и, не останавливаясь, помчался дальше.  Преследуя «КАМАЗ»,  инспектор вывел его за город. Томази мог остановиться,  не рисковать жизнью, мол, не его участок. Но он был другим и не мог поступить иначе. 
На дороге №7 «РИЗ - Водозабор» грузовик остановился, из него вышли трое нетрезвых мужчин. Подъехавший к ним Томази,  потребовал водителя предъявить документы. Пока шофер отвлекал инспектора разговорами, двое других подошли к Томази сзади и, ударив монтировкой по голове, сбили с ног.
Очевидцем  трагедии стал бригадир водителей АТХ-1 ПО «Камгэсэнергострой» Анатолий Бутаков. Мне удалось его найти, и вот  что он рассказал:
–  В  тот день мы с напарником  на «КАМАЗах» возили землю. Остановились, увидев на обочине   стоявший без водителя милицейский «Москвич» и  «КАМАЗ», а рядом суетящихся людей. Среди подошедших я узнал Владимира  Ситушкина:  раньше он работал в моей бригаде. “Что случилось? Помощь  нужна?” – спросил я. “Нет. Если что, ты меня не видел”, – ответил он.

 

А.Бутаков - свидетель преступления

 

Владимир  Ситушкин был выпивший, и я подумал, что он хочет это скрыть. Мы с напарником собрались ехать  дальше. Когда тронулись, краем глаза  увидел в кювете черное пятно: не человек ли лежит? Остановились, повернули обратно: но «КАМАЗа» уже не было. Мы спустились в кювет, действительно, на земле – мужчина  в полушубке. Коля прощупал пульс: “Живой!”. Погрузили его ко мне на “КАМАЗ”, и я помчался в город, а напарник   остался дожидаться инспекторов ГАИ. По дороге мигаю машине «скорой»: «Остановитесь!».  Нет, не обращают внимания, так,  мимо проехали три машины. На улице Космонавтов повернул налево, подлетел к зданию УВД и заскочил внутрь, а там  сержант. На ходу ему кричу: «Там мужик погибает, помогите!» Выбежали на улицу с ним вместе. 
 К тому времени мужчина умер. То, что он сотрудник милиции, выяснилось, когда сержант распахнул  на нем полушубок, а под ним был окровавленный китель. 

 

Убийц задержали в 4  утра в общежитии, где они спали.

 

Подробности  страшного убийства  изложены в  материалах уголовного дела, возбужденного в отношении  водителя  Ситушкина и  двух злоумышленников: «Они стащили работника милиции в кювет, сорвали с него погоны и галстук,  продолжали наносить удары кулаками и жезлом  по голове, лицу, груди и животу с особой жестокостью.  В. Ситушкин вскочил ногами ему на грудь, проверяя,  бьется ли сердце…»

 

Убийцу казнили

 

…22 летняя Надежда Ивановна в последний раз видела мужа вечером, перед уходом на службу. А рано утром ей сообщили горестную весть – мужа больше нет. Для нее  в одночасье закончилась полная счастья, любви семейная жизнь.  Дочери Нателе было лишь два месяца.
Лейтенанта  в последний путь  провожал почти весь город. Его тело спецрейсом увезли на родину – в горное село Садмели   Амбролаурского  района  Грузии. Школе, где он учился, присвоено имя бесстрашного выпускника. Его имя навечно занесено в список личного состава Набережночелнинского УВД. Томази Кереселидзе посмертно награжден орденом Красной Звезды. А решением горисполкома одна из строящихся улиц  в Челнах была  названа его именем. 
Преступников судили открытым судом.  Ситушкин за рулем в пьяном угаре буквально за полчаса погубил судьбы многих:  погиб 28 -летний милиционер,  сам 23- летний водитель был приговорен  к высшей мере наказания – смертной  казни, два парня осуждены к длительным  срокам лишения свободы.   Две вдовы остались с детьми-сиротами. 

 

Дочь пошла по стопам  отца

 

Погибшего при исполнении милиционера  помнят в Челнах:  в сентябре  2015 года был открыт  сквер на обновленном бульваре имени Т. Кереселидзе. Впервые прозвучавшая песня «Я тобою живу» на слова Л. Тимофеевой и  музыку А. Гильметдиновой, была посвящена подвигу Томази и, как показалось многим, верной любви вдовы Надежды Ивановны. Ежегодно в августе ко Дню города на бульваре проходят торжественные мероприятия с участием ветеранов, сотрудников ГИБДД,  школьников. Совет ветеранов ГИБДД МВД по РТ проводит конкурс на лучшего сотрудника и на лучшего ветерана в честь памяти лейтенанта милиции.

 

Надежда Ивановна вдовью долю несла достойно и сделала все, что могла, чтобы дочь не ощутила горечь сиротства.  Она   34 года проработала на вредном производстве – машинистом аммиачных холодильных установок. В 2014 году  побывала на могиле мужа в Грузии.  Особая у нее благодарность  руководству МВД РФ: благодаря  закону, она имеет возможность за счет государства  один раз в два года съездить на могилу в Грузию. Но годы берут свое.  Поэтому сквер на бульваре, носящем имя ее любимого Томази, памятная доска на стене дома для Надежды Ивановны имеют  особое значение.

 

Надежда Ивановна с дочерью Нателой и внучкой

 

Дочь Натела  тоже пошла  служить в полицию.  Как и отец, окончила Елабужскую школу милиции, затем заочно – Казанский юридический институт МВД РФ.  Работала следователем, старшим юрисконсультом  УВД. Сейчас  она – старший юрисконсульт правового отдела МВД по РТ.  Выходя замуж, сохранила  фамилию отца. Растит с мужем троих детей  и очень переживает, что  отец Томази Отарович так и не увидел  своих внуков. 

 

Наиля ВИЛЬДАНОВА