ЗАРАБОТАТЬ МОЖНО, ЕСЛИ…
Юлия недавно получила водительские права, она почти не знала городских дорог и боялась сесть за руль. Чтобы набраться опыта и изучить транспортную сеть, пошла в доставку, думала про работу в такси, но для этого требовался водительский стаж в три года. Муж поначалу был против, ему было жалко машину, но Юля его уговорила.
Девушка зарегистрировалась в службе доставки, дистанционно прошла проверку личности, отправила свое фото. Такую процедуру нужно проходить постоянно, надо показывать, что работаешь действительно ты и не передал аккаунт кому-то другому. Телефон всегда должен быть при курьере. И если, к примеру, он попросил кого-то вместо себя сделать доставку, то без его телефона и программы завершить заказ не получится.
За одну доставку можно заработать от 120 рублей. Это мало, поэтому курьеры копят бонусы: к примеру, за пять выполненных заказов в день им добавляют 100 рублей, за десять заказов – 250 рублей, за 25 заказов – 1600 рублей. Так что за 25 заказов вместе с оплатой и бонусами выходит 4 тысячи рублей за смену. Чтобы успеть сделать столько доставок, Юле нужно работать с 10 до 22 часов, опытные водители работают быстрее. Кстати, курьеров отключают от линии, если они перерабатывают, это делается в целях безопасности, ведь когда долго за рулем, накатывает усталость.
С наступлением холодов курьеров стало меньше, поэтому оставшихся удерживают еще и еженедельными бонусами. Например, если за четыре дня выполнить 69 заказов, можно заработать бонусами плюс еще 2800 рублей. За семь дней – 112 заказов, тогда выйдет дополнительно 3500 рублей.
– Из этих денег в день примерно 700 рублей уходит на бензин, иногда надо потратить 400 рублей на мойку машины, – говорит курьер.
Чаевые дают редко, у Юлии такое было только два раза. Она не чувствует неловкости, когда привозит заказ.
– Не бывает стыдной работы, я честно работаю, – считает девушка.
Курьерами трудятся и студенты, и очень взрослые люди, добавляет Юлия. Нужно быть активным, не отказываться от заказов, которые дает программа, иначе могут отключить как ненадежного доставщика.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАКАЗЫ
Большинство заказов – это продукты из сетевых магазинов, распространена доставка цветов, лекарств. Заказов из ресторанов и кафе у Юлии бывает мало, потому что у нее нет рюкзака-термокороба.
На второй день работы курьером ей попался заказ в Елабугу. Это был огромный пакет с лекарствами. За доставку в соседний город она получила 800 рублей. Как неопытному водителю, ей пришлось просить мужа, чтобы он помог съездить.
– Бывает, что заказчики возмущаются: «Почему так долго везли?». Если у меня несколько заказов одновременно, и, например, на первых двух я заблудилась, потому что был неверно указан адрес или я не могла дозвониться, не работал домофон, то, конечно, к третьему попаду позже.
ШТРАФЫ
На выполнение заказа дается определенное время, пробки система особо не учитывает. В час пик Юлия обычно не берет заказы. Если есть обоснованная причина опоздания, за это не штрафуют.
В системе предусмотрены штрафы за необоснованное опоздание – 500 рублей, за жалобу на хамство – 300 рублей, за недоставленную посылку – 1000 рублей, испорченную или неполную посылку – 2000 рублей, за кражу посылки – 5000 рублей.
С пропажей заказов Юлия не сталкивалась. В каких-то магазинах делают фото содержимого, где-то просто выдают чек. Если имеется недокомплект, это вопрос к магазину. Хотя часто можно услышать истории про то, что курьер съел или укусил еду из доставки. Юлия уверяет, что никогда не открывает заказы, хотя соблазн иногда бывает.
– Однажды я везла губадию, на всю машину стоял аромат, а я весь день не ела. Уже стала думать о том, чтобы съесть пирог и больше не выходить на работу, – смеется девушка.
Иногда заказчики просят курьеров купить что-либо на собственные деньги, дескать, при встрече отдадут, но Юлия предупреждает, что так лучше не делать.
– Среди ночи однажды я приехала купить кому-то лекарства на свои деньги. Если бы человек оказался ненадежным, вернуть товар в аптеку не получилось бы, – говорит Юлия.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Из плюсов работы курьером Юлия отмечает то, что стала увереннее водить автомобиль, хорошо выучила город, побывала в местах, куда ранее никогда не заглядывала. Плюсом является и свободный график: можно выйти на линию в 8 утра, а можно в обед или не выйти вовсе. Опасности в работе нет, заказчики обычно адекватные люди, часто делают ей комплименты.
Из минусов – маленькие тарифы. Еще иногда приходится носить тяжести.
– Как-то мне пришлось нести большой арбуз, пакеты. Когда пожилая заказчица увидела меня, она сказала: «Бедненькая, что ж они тебя так нагрузили? Я думала, мужчина привезет», – вспоминает Юлия.