Девочка считает себя мальчиком: в татарском театре поставили спектакль на злобу дня

2022-11-21 16:01:45


Татарский писатель Аяз Гилязов, работая в 1985 году над драмой «Баласын җуйган болан эзеннән» («По следам оленя, потерявшего детеныша»), словно предвидел нынешнюю повестку. В том числе и поэтому художественный руководитель  татарского драмтеатра в Набережных Челнах Олег Киньзягулов обратил на пьесу внимание. 

 

Спектакль «Олень» (12+) получился на злобу дня: в нем и об утраченном патриархальном семейном укладе, о работе, которая выходит на первый план, о потерянном поколении детей. 

 

Сюжет складывается вокруг главного героя – источника всех несчастий семьи Рахимзяна. Он – глубоко несчастный человек. Актер Рафиль Сагдуллин сыграл мужчину, который в молодости совратил чужую жену. Она хотела смыть в бане грех, паром обожгла глаза и ослепла. Он же погубил лес, а потом стремился его восстановить, не жалея работников. Его боялись не только на работе, но и в семье, сын вырос слабовольным и подавленным авторитаризмом отца. Внучка Азия (Диляра Сулейманова) отрекается от имени, хочет быть Дианой или Эсмеральдой, потом и вовсе называет себя Николаем и переодевается в мальчишескую одежду. Рядом оказывается молодой человек Табрис (Фердинат Насретдинов), который помогает увидеть в зеркале ее истинное девичье лицо. Как считает художественный руководитель театра, потерянные дети появляются в семьях, где родители заняты собой, работой, отсюда подростки ищут себя где-то в социальных сетях, делают ошибки. 

 

Хочется отметить работу актрисы Миляуши Имамовой, сыгравшей ослепшую Масруру. Она ранила зрителя в самое сердце своей пронзительной ролью. Перед силой и жертвенностью этой маленькой женщины можно только преклониться. К слову, этим спектаклем актриса отметила свое 50-летие. Ее поздравил руководитель Союза театральных деятелей Татарстана, главный режиссер театра имени Г. Камала Фарид Бикчантаев. 

 

В конце спектакля практически все уходят от Рахимзяна. Одиночество гнетет не только его, но и тех, кто в зрительном зале. Но жизнь дает ему новые крылья - в лице внука Гайрата (Эдуарда Латыпова). Окрыленный, он хочет начать все с чистого листа, передать знания внуку.  


Спектакль нанизан на образ оленя, он словно парил над сценой на прозрачном экране. В природе самцы оленей бросают своих детенышей, воспитанием занимаются самки – они учат их выживать. Одновременно олень символизирует благородство.


«Герои пьесы либо упрямы и не могут отпустить прошлое, либо беззаботно прыгают и скачут по лугам и полям, возлагая ответственность на других. И лишь редкие люди готовы принять, понять, простить другого человека и, главное, самого себя», - говорит худрук Олег Киньзягулов.