- В 90-х именно челноки вытянули розничную торговлю из кризиса. Выдержит ли сейчас традиционная торговля новые испытания?
- Знаете, моя основная профессия - строитель. И когда мне предложили возглавить Автозаводский рынок в сложное время его "биографии", я понял, что со временем смогу реализовать здесь свои замыслы. Хотелось преобразовать тот стихийный рынок с уличными лотками, который мы видели, в современный и комфортный торговый центр. Но самое главное условие таких преобразований - этот проект не должен уничтожить дух рынка, его лучшие традиции и привлекательность.
А рынки могут быть конкурентоспособными с крупными сетями. Они остаются востребованным форматом розничной торговли, особенно, в Татарстане с учетом традиционного земледелия и животноводства.
- Насколько рынки конкурентоспособны относительно популярных сегодня маркетплейсов, где работает молодое поколение предпринимателей?
- По долгу службы мне приходится много ездить по стране и могу сказать, что розничная торговля, несмотря на все испытания последних лет, развивается достаточно динамично и не сдает свои позиции. На данный момент в интернете совершается лишь 25 процентов покупок. И вот на что хотелось бы обратить ваше внимание: во-первых, не везде есть скоростной интернет, который позволяет без проблем делать покупки на маркетплейсах. Во-вторых, покупатели все еще хотят живого общения, поэтому предпочитают розничную торговлю. В-третьих, в новой реальности высвобождается много торговых площадей ушедших из страны брендов. Например, та же «Икея» имела обширные площади, теперь их могут занять оптово-розничные рынки.
- Но 25 процентов покупателей все же предпочитают делать покупки в интернет-магазинах – это молодежь. На рынок идут одеваться люди старшего поколения, да и средний возраст продавцов рынка тоже старше 45 лет. Когда и те, и другие выйдут из активного экономического возраста, рыночная торговля сойдет на нет.
- Не торопитесь хоронить рынки. В ближайшие 20 лет маркетплейсы не смогут вытеснить традиционную торговлю. И это мнение профессионалов торговой сферы. Кстати, у некоторых было предвзятое отношение к покупкам на рынке, люди стеснялись говорить, что приобрели там ту или иную вещь, ведь прежде рынок представлял собой неприглядное зрелище. Сейчас же все иначе. Загляните в «Тулпар» - красивые интерьеры, удобные магазины, фудкорт. Сегодня наш торговый центр органично соединил в себе традиционный рынок и место проведения свободного времени горожанина.
- Действительно, на территории Автозаводского рынка есть современное здание ТЦ «Тулпар», удобное помещение ТЦ «Автозаводский». Почему же тогда часть торговли остается на улице? Почему продавцы не идут в цивилизованные условия, а предлагают покупателям примерять вещи на картонке?
- Я считаю, что обеспечивать качественным товаром надо все слои населения. Кто-то хочет делать покупки в блестящих торговых центрах. Например, на открытие ТЦ «Тулпар» пришел тогдашний мэр города Ильдар Халиков. Он как раз вернулся из ОАЭ и сказал: «У меня такое ощущение, что я до сих пор в Арабских Эмиратах. Так тут у вас красиво».
Но есть ведь и люди попроще, они боятся торговых центров, им кажется, что в них все непросто, все с пафосом и дорого. Так что и им мы даем возможность делать покупки в привычной атмосфере. Вообще, я сторонник эволюции, а не революции, поэтому никого из предпринимателей не заставляю переселяться в здания ТЦ.
Есть те, кто торгует только в уличных палатках, потому что это дает им более свободный график работы. В ТЦ нужно быть на точке с раннего утра до позднего вечера, а на улице – нет.
Многие предприниматели имеют точки и на улице, и в зданиях торгового центра. Это помогает вести бизнес более устойчиво. В ковидные годы уличные точки, которые не закрывали на карантин, помогли им удержать бизнес. Кстати, и торговцы из южных республик не хотят уходить в здания ТЦ, потому что у них свои традиции восточной торговли, на который тоже есть спрос.
- Санкции нарушили поставки товаров?
- Логистика была нарушена только в первое время. Наши предприниматели имеют гибкое мышление, они мобильны, малый бизнес всегда находит пути выхода из сложных ситуаций, главное - не мешать ему. Так что логистика уже налажена. Кроме того, в Челнах много качественного российского товара. Это и мебель, и одежда, и продовольственные товары. Так что тут даже параллельный импорт не понадобился.
Мы изначально не приглашали в наши ТЦ иностранные бренды. И теперь ситуация показывает, что наша политика оказалась правильной. Мы давали возможность торговать местным продавцам, поэтому нас не коснулись санкции.
- А как вы относитесь к ярмарочной торговле? Не хотели бы взять под свое крыло сезонные городские сельхозярмарки?
- Если честно, я на них ничего не покупаю. Чтобы торговать сельхозпродукцией у нас на «Экоабазаре», предприниматель должен пройти через нашу лабораторию, где его продукция будет проверена. Мы даем покупателям гарантию безопасности. За добросовестность каждого предпринимателя я могу отвечать. Могу ли я как потребитель быть уверенным в качестве товара на уличной ярмарке, покупая с кузова мясо? Разумеется, нет. Так что я противник ярмарочной торговли.
- Значит, продукты вы покупаете на «Экобазаре». А в «Тулпаре» одежду покупаете?
- Конечно же! И не только я, практически все наши сотрудники, да и мои близкие частенько заглядывают в магазины нашего торгового центра. Здесь огромный выбор качественной одежды.
Мы не стоим на месте, развиваемся. Сейчас есть проект строительства нового здания на территории Автозаводского рынка. Будет преобразована и старая торговая галерея, на следующий год она вряд ли будет существовать, поставим новое здание. Отремонтируем и муниципальную дорогу, прилегающую к рынку. Планов много, которые мы строим, исходя из новых тенденций в ритейле, хотя для меня гораздо привычнее говорить – розничная торговля.
- Вы не думали развивать в Набережных Челнах еще какой-нибудь бизнес параллельно рыночному комплексу?
- Вполне достаточно того, что удалось построить. Сегодня «Тулпар» - практически целый микрорайон в 52 га, в который вложено много труда. Наши усилия оправдали себя: комплекс два года подряд получал звание лучшего розничного рынка России, был отмечен на федеральном уровне. Мы очень высоко подняли планку, в недавней поездке в Новосибирск убедился в этом еще раз. Там до сих пор торговля идет так, как у нас 25 лет назад. Наш опыт «Экобазара» хотят перенять многие. И это еще раз говорит о том, что открытый формат рыночной торговли будет востребован еще долго.
- Говорят, у вас есть задумка построить в Менделеевске отель?
- Выкупил в конце 2021 года здание Менделеевского горкома партии в стиле «советский ампир» начала 60-х годов прошлого столетия. Долгое время в нем был детский сад, потом гостиный двор. Строение оказалось в удручающем состоянии. Мне стало интересно сохранить его и преобразить. Так родилась идея сделать из него современный отель. Вообще, Менделеевск активно развивается, там открываются новые компании и производства, сюда едут специалисты, а вот с местами проживания проблема. Но я выкупил здание не ради бизнеса, а ради сохранения архитектуры. Это ведь своего рода памятник ушедшей эпохи.
В наших планах и строительство глэмпинга на берегу Камы в Менделеевском районе. Пока изучаю вопрос. Отрасль гостеприимства для нас не внове, мы имеем в Сочи апартаменты, которые сдаем в аренду. Кроме того, в Менделеевской свободной экономической зоне нам предложили построить и завод по переработке сельхозпродукции. Этот проект так же находится в стадии проработки.
Но наши инвестиционные проекты сегодня под большим вопросом из-за серьезнейшей проблемы, которая обрушилась на нас в последнее время.
- Торговые центры сейчас переживают кризис из-за оттока иностранных магазинов, кинотеатров, появились пустующие витрины. Это те проблемы, о которых знаем мы, как рядовые потребители. Что-то еще мешает развитию отрасли?
- Если говорить о кризисах, постигающих торговлю, я бы о другом сказал. Не успеваем мы отбиться от одной проблемы, как на нас обрушивается другая. И тут не пустующие витрины становятся для рыночной сферы тормозом развития.
К примеру, остро встал так называемый мусорный вопрос. Мусор буквально сбивает нас с ног. И это не шутка. Какие могут быть шутки, если это становится поводом для ареста счетов и парализует работу рынков?
Напомню историю вопроса. В 2019 году в России был дан старт мусорной реформе. Целями реформы являлись сокращение объемов вывозимых на полигоны отходов, сокращение захоронения отходов на полигонах, строительство инфраструктуры для их сортировки и переработки, внедрение раздельного сбора отходов.
В том же 2019 году к обязанностям по обращению с ТКО на территории Республики Татарстан приступили ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Гринта». Эти две компании фактически стали монополистами в области обращения с твердыми коммунальными отходами на подконтрольных территориях. Они ведут коммерческий учет ТКО по нормативам накопления ТКО, который разработало Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. А данный вид учета увеличивает затраты бизнеса на вывоз ТКО в один или два, а в несколько десятков раз!
Мусорная реформа на территории Республики Татарстан превратилась в фарс и принудительный сбор денег с бизнеса в пользу ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Гринта». Вместо организации раздельного накопления ТКО, региональные операторы становятся инициаторами судебных тяжб по взысканию завышенных платежей, а бизнес вынужден обслуживать непомерные аппетиты монополистов.
При этом стоит отметить, что во всех остальных субъектах Российской Федерации региональные операторы производят коммерческий учет вывоза ТКО на основании количества вывезенных контейнеров, способы коммерческого учета регулируются федеральным законодательством.
Подчеркну, что полностью проигнорировано указание Президента Республики Татарстан, прозвучавшее 22 ноября 2021 года, представителям ООО «УК «ПЖКХ», ООО «Гринта»» и УФАС по РТ инициировать изменения законодательства, защитить бизнес, начислять «по факту», и был дан месяц на решение этого вопроса. Указание проигнорировано как операторами, так и управлением.
Стоит ли напоминать, что сегодняшняя ситуация в экономике и политике страны и без того неблагоприятна для предпринимателей? Бизнесу, тем более когда речь идет о продовольственной безопасности страны, нужно помогать, а не добивать его неадекватными поборами.
И в завершение нашего разговора добавлю, что Минпромторг РФ разработал рекомендации об организации оптово-розничных рынков и направил их в регионы. Это говорит о том, что разумные доводы профессионалов торговой отрасли взяли верх, и рынок, как место традиционной торговли, будет жить…