Евгений Миронов: «Оптимизация театров – это бред сивой кобылы!»

2021-06-04 18:28:52

 

- Как обстоит ситуация с развитием театров в малых городах России?

 

Евгений Миронов: 

- Наш фестиваль проходит в 18 раз. Горжусь тем, насколько изменился театральный ландшафт нашей страны. Особенно это касается театров малых городов. Раньше о театрах бытовало  мнение, что это захолустные здания, которым более ста лет, они влачат жалкое существование. Последние годы, в том числе, благодаря фестивалю и программе Театра Наций, особое внимание уделено театрам малых городов. Федеральная программа по их поддержке делает большое дело. И это я знаю из первых рук, от тех, кто получает гранты. Тем самым, театры могут развиваться и творчески, и материально. 

 

- И все-таки материально-техническая база театров недостаточно развита?  

 

Евгений Миронов: 

 

- Сейчас творческий уровень  театров малых городов намного выше материально-технического. На фестивале в Набережных Челнах посмотрел спектакль «Горка» (16+) Каменск-Уральского театр «Драма номер три» из Свердловской области. Надо еще поискать в столице такой уровень. Я не чувствую разницы со столичными театрами. Спектакли театров малых городов становятся номинантами, лауреатами «Золотой маски» и других фестивалей. Театры гастролируют. А их материально-техническую базу нужно повышать. Отсутствуют у театров те же автобусы. А это не входит в федеральную программу. Надо об этом думать, каким-то пунктом поставить покупку автобусов в программу. 

 

Ольга Остроумова: 

 

- Важно сохранить этот фестиваль. Важно, чтобы в малых городах жили театры. Я сама из маленького города Бугуруслан Оренбургской области, где проживало 10 тысяч человек, и  там был свой театр. Это было просто потрясающе. Там долгое время – тридцать лет – строили здание для театра. Открыли – из мрамора. До этого ютились в деревянном здании. Фестиваль не только поддержка для театров малых городов, но и спасения для артистов. Лично я многим обязана фестивалю. 20 лет назад хотела уйти из профессии, разочаровалась – мне показалось, что есть притворство в ней. В этот момент Евгений Миронов пригласил меня на этот фестиваль в жюри.  Он меня просто спас, встряхнул. Люди за 7, 10, 15 тысяч делают такие спектакли, такие энтузиасты своего дела в театрах работают! Благодаря фестивалю, актерам театров малых городов, продолжаю быть актрисой. 

 

Caption

 

 - На днях смотрела российский фильм «Пара из будущего», там живых актеров на сцене театра заменили голограммами. Зачем на сцене театра современные технологии, те же 3D?

 

Ольга Остроумова: 

 

- По-моему мнению, сугубо личному, живого артиста, с его живым  чувством, с нашим (зрительским) сопереживанием, никто не заменит. 

 

Евгений Миронов: 

 

- Пандемия нас поставила в такие обстоятельства, когда мы были вынуждены работать без зрителя. Я с осторожностью наблюдал за этим процессом, а он был достаточно бурным. Но все премьеры спектаклей, поставленные в ZООМ-режиме, меня не удовлетворили. Я согласен с Ольгой Михайловной, что живого актера и зрителя, когда душа в душу, глаза в глаза, не заменишь. Но экспериментировать необходимо, нужны новые формы. Один из таких проектов реализован Театром Наций – поставили спектакль-видеопроекцию «Я убил царя» (о последних днях царской семьи). Мы его привезли в Челны. Смотреть его зритель будет с помощью 3D-очков, он попадет в огромный колодец, состоящий из множества окон, в каждом из которых та или иная история. Зритель может сам выбрать, как идти вверх по этому колодцу. 

 

- Сейчас время оптимизации, когда создают многофункциональные центры или объединяют под одной крышей несколько учреждений. Ваше отношение к этому? 

 

Евгений Миронов: 

- Действительно, есть некоторые очень ярые поклонники оптимизации. Это смерть, я считаю. Знаю коллег, которые объединили под одной крышей: цирк, кукольный театр, филармонию. Получается, что можно ехать на слоне, играть на скрипке, читать монологи Гамлета, в итоге – бред сивой кобылы. В союз театральных деятелей России, в Театр Наций обращался один из театров, столкнувшийся с такой ситуацией, мы вступились, удалось отстоять. 

 

Олег Лоевский: 

- Сам стал свидетелем того, как была оказана помощь театру в городе Верхние Уфали Челябинской области. Там есть маленький театр, который уже очень давно работает. Когда пришел новый глава, то он распорядился закрыть театр, дескать, никому он не нужен. Одна актриса сказала: «Как никому не нужен, как никто не знает? Нас знает Миронов». После этого театру выделили средства на развитие. В этом плане Татарстан отличается, единственная территория в России с таким большим количеством театров – в столице, крупных, малых городах, поселках. Я уже не говорю о народных театрах. 
 

- У вас в Театре Нация работал челнинский режиссер Туфан Имамутдинов…

 

Евгений Миронов:
 

- Мы в ответе за тех, кого приручили. Туфан родился в стенах Театр Наций, у него был великий педагог Кудряшов, который следит за его развитием. Поставил два очень интересных спектакля. Я бы был рад дольше поработать с ним, но его позвали в Татарстан - на родину. Работа с ним была плодотворной, не без конфликтов, о которых я был в курсе, разруливал их. Считаю, что он настоящий режиссер. Людей с таким складом ума не так много. Он был  из тех, кто медленно, но плодотворно двигается вперед. Свяжемся с ним, может быть, он приедет на фестиваль в Челны.  

 

- С кем или чем у вас ассоциируется Татарстан, если речь идет о театре?

 

Евгений Миронов:
 

- Ассоциаций много: Щепкин,  Качалов, Толстой, Баратынский. Можно долго перечислять. Также ассоциация с тремя фамилиями Чулпан Хаматова, Роза Хайруллина, Аида Гарифуллина. Кстати, Чулпан передавала вам всем привет.