Россияне почти полностью перешли на безналичную оплату услуг связи. По данным за первый квартал, доля офлайн-платежей составила всего 2% против 6% годом ранее. Среди онлайн- способов быстрее всего растёт использование Системы быстрых платежей (СБП), следует из анализа обезличенных данных абонентов МегаФона.

Оплата наличными практически исчезла: если в 2024 году она составляла 6% (минимум за всю историю мобильной связи в России), то к марту 2025 года ее доля снизилась втрое. Ещё пять лет назад офлайн-платежи занимали 16%, но пандемия ускорила переход на дистанционные способы пополнения баланса. Дополнительным фактором стали новые правила: с 1 января 2025 года пополнение баланса наличными требует предъявления паспорта или использование Госуслуг.

Среди онлайн-способов оплаты связи растёт спрос на платежи через СБП. В марте текущего года объём перечисленных через эту систему средств вырос по сравнению с мартом 2024-го на 12,7%. Особенно востребованы автоплатежи: после их внедрения в 2024 году доля СБП в таких платежах достигла 61,5%. Тогда же МегаФон запустил умный автоплатёж — автоматическое списание нужной суммы для оплаты тарифа и услуг абонента. С октября 2024 года доля умных автоплатежей увеличилась до 19,2% в базе всех автоплатежей, подключаемых в личном кабинете МегаФона, а доля СБП в умных автоплатежах — до 61,5%.

Платежные привычки абонентов стабильны: чуть меньше половины (46%) платят за связь раз в месяц, треть (31%) — вносят сумму сразу за несколько месяцев. Самые популярные месяцы для оплаты — декабрь (8,9%), октябрь (8,7%) и август (8,6%). Чаще платят в понедельник и пятницу (3,5% и 3,4%), реже — в выходные дни (3% и 2,9% соответственно).

Выбор в пользу СБП закрепляется и в рознице. В объединённой розничной сети МегаФона и Yota доля платежей через СБП в феврале 2025 года по сравнению с аналогичным месяцем 2023-м выросла на 70%.

«Мы стремимся развивать возможности онлайноплаты связи, поскольку видим, насколько это удобно клиенту», — поделилась Фарида Ахундова, руководитель бизнесюнита финансовых продуктов и сервисов МегаФона. По ее словам, активно растёт услуга умного автоплатежа, запущенная компанией в прошлом году — с ним не нужно выбирать конкретную дату зачисления или задавать остаток на счёте, при достижении которого пополняется баланс — опция сама определит момент, когда стоит внести платёж, не давая клиенту остаться без связи.