Алан Мусаев: «Если я хочу считать себя поэтом, то мне стоит у себя в голове соревноваться с гигантами»

2024-10-22 16:30:32

Молодой талантливый поэт Алан Мусаев дал интервью корреспонденту РИА «Кабардино-Балкария».

22-го октября в России отмечают литературный праздник, способствующий укреплению традиций дружбы народов и культур страны «Белые журавли». Он учрежден народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым. Корреспондент РИА «Кабардино-Балкария» побеседовал с молодым автором, земляком Гамзатова – Аланом Мусаевым. Поэт стал призером самого масштабного «Первого литературно-поэтического фестиваля СКФО», который проходил в Нальчике. 


 - Расскажите немного о себе, чем занимаетесь, основной род вашей деятельности? 
Мне 20 лет. Я студент медицинского университета, учусь на четвертом курсе стоматологического факультета. Наверное, это можно назвать моим основным родом деятельности. Помимо литературы и медицины, я увлекаюсь музыкой. У меня около двух лет существует свой музыкальный проект «Порт Петровск». Это музыка на стихи великих, мировых классиков – от французской поэзии, например, Артура Рембо до, разумеется, русской. Из последнего, мы написали пару композиций на стихи Александра Сергеевича Пушкина, когда праздновался его юбилей. 

- Откуда, по вашему мнению, появилась любовь к литературе, поэзии? Как давно стали замечать за собой желание писать?
К поэзии я пришел, серьезно к ней относясь, чуть больше полутора лет назад – в середине второго курса. Это было очень подсознательное ощущение действия, потому что я проснулся и понял, что в голове у меня вертятся строки. При этом, я писал еще в школьное время, что-то у меня было и на первом курсе - появлялись стихотворения, которые, как я сейчас понимаю, надо бы всем забыть! Я подозреваю, что у многих такое бывает: написал, опубликовал, а через время понимаешь, что это полный ужас и надо удалить отовсюду, чтобы даже твой блокнот об этом не помнил!
Вообще любовь к литературе у меня появилась раньше. Не скажу, что я с детства читал и был любителем художественной литературы, в то время больше мне нравились энциклопедии. А вот ближе к 11 классу я пристрастился к художественным произведениям – начинал с Ремарка. И сейчас классику я люблю больше остального и читаю практически только ее. 

- Получали ли какое-то дополнительное образование в этой сфере? Школы поэзии, курсы ораторского мастерства? 
Первое, с чего я начал свой путь – это как раз таки, дополнительное образование. О своих стихах я начал говорить и читать их впервые именно на семинаре поэзии имени Магомеда Ахмедова. Его раньше вел, собственно, сам Магомед Ахмедов, покойный, а теперь семинары ведет его условный преемник, наш товарищ, старший друг - Магомед Мусаев. В моей литературной жизни, в моем творчестве – это место стало значимым, я могу поговорить с людьми о поэзии в целом и о собственной, где мне могут указать пальцем на неточности и шероховатости. 

 - Ознакомившись с вашими стихотворениями, можно понять, что у вас достаточно сложные образы, метафоры, сюжеты, отсюда следующий вопрос: как вы сами можете охарактеризовать свое творчество? Для кого оно? Есть ли у вас определенная целевая аудитория, если да, то какая она? 
Условная новообразовавшаяся дагестанская школа поэзии, стиль у современных пишущих авторов, он всегда немножко сложный. И тут дело не в том, что мы ищем какую-то сложную аудиторию, а просто, потому что, наверное, у нас так идет. У этого, однозначно, есть свои предпосылки - исторические, экономические, социальные, которые идут из глубоких 90-х, и привели к тому, что поэзия в Дагестане, у молодежи особенно, это нераспространенное увлечение. Авторы не находят свои метафоры сложными - это одна сторона медали. Вторая – они, порой, бывают намеренно сложные, потому что новичку бывает сложно написать внешне стройное стихотворение без них. Это бывает у большинства молодых, не только у дагестанских поэтов. 
Что касается меня, в последнее время я стараюсь использовать меньше сложных слов и трудно воспринимаемых отсылок, меньше намеренно сложных образов и нарицательных имен, меньше обращаться к мифологии просто так. Для меня стало важным, чтобы стихотворение было хорошим и без них. 
Для кого мои стихотворения? Отвечу так: ни для кого и для всех одновременно. Когда-то они из меня вышли, я их опубликовал, где-то прочитал. Я же к ним отношусь с трепетной любовью, но при этом, с неменьшим критическим взглядом, потому что я понимаю, что есть над чем работать.

- Есть ли авторы-фавориты, чье творчество вас вдохновляет? И вообще, как относитесь к тому, чтобы ориентироваться на чье-то творчество и задавать себе какую-то планку в этом процессе? 
Самым главным поэтом в моей жизни, который вовлек меня в бездонный мир поэзии целиком и полностью – это Мандельштам, его фигура затмевает собой все остальные, если так можно сказать. Его история – удивительная, история жизни его жены меня тоже поразила. Когда я с ним познакомился, прочитав одно из самых сложных, поздних его стихотворений – о неизвестном солдате, я попал в плен его строк, так и по сей день, перечитывая, я безоружен перед ним. 
Есть также современные авторы, которых я очень люблю - Александр Вергелис и Борис Кутенков. Причем это кардинально разные поэты. Вергелис пишет предельно понятно, очень красивые, звучные, зрелые формулировки, которые не оставляют никаких шансов быть равнодушным к ним. И то, как у него, в целом, стихотворение существует, как развивается линия мысли, как он продумывает и взращивает образы - все это, безусловно, высокий уровень. 
Борис Кутенков – очень и очень сложный, ты его не понимаешь совсем, как ребус. Но на эстетическом уровне – строфика, ритм, образный ряд вызывает огромное удовольствие, а когда вчитываешься и все-таки решаешь головоломку — это небывалое чувство, это надо попробовать самому. 
Если говорить про ориентиры, то целенаправленно планку себе никакую не задаю, но понимаю - если я хочу считать себя поэтом, то мне стоит у себя в голове соревноваться с гигантами. Я стараюсь не входить в локальную игру «своего двора», быть лучше соседа. Понимаю, что надо стремиться быть наравне с великими именами. А вдохновение – это для меня интересная и загадочная вещь, я еще не распознал ее алгоритмы и схемы. Начнем с того, что литература - это диалог и ты часто вдохновляешься чужими, без этого никак. Это происходит бессознательно. Иногда бывает так, что я нахожу идентичные строки и выражения в произведении автора, которого я до этого не знал. Например, у меня есть строки: «в сиренево-серой мгле ладони тихонько тру…», а потом я начал знакомится Иннокентием Анненским и заметил у него «сиреневую мглу». Откуда такая корреляция, откуда такие совпадения могли быть? Это все очень переплетено. И мне тяжело патентовать первичность своих произведений, при этом, не очень хочется быть вторичным в поэзии. Пока что я делаю один вывод – нужно долго и где-то тяжело к этому идти. 

 - Расскажите, пожалуйста, об опыте участия в различных конкурсах, фестивалях? Как относитесь к подобным мероприятиям? Действительно ли, они помогают развиваться молодым поэтам (если да/нет, то почему так считаете?)
Первым моим конкурсом был местный турнир поэтов, который проводился в Театре поэзии в Махачкале. Я тогда писал совсем мало, 4-5 месяцев. Это были очень-очень посредственные стихотворения, если быть откровенным. Никак не отредактированные, не проработанные – шероховатость ритмики, формы, рифмы, логики стихотворения. Это абсолютно нормальное явление, ведь я молодой и только начал. При всем при этом, уже на этом этапе начинающие авторы часто слышат похвалу. Я же впервые получил обратную связь – и, конечно, от таких слов кто-то может и обидеться, но я решил, что для меня это опыт. Задумался – а так ли хорошо я пишу на самом деле? В тот день начался обратный отчет. Буквально через полгода на следующем конкурсе, конечно, там был несколько другой конкурирующий состав, но я победил. Заметил прогресс с прошлого турнира и понял, что есть ощутимая разница между моими текстами тогдашними и сегодняшними. Ну и дальше пошло-поехало, начал подавать заявки. 
Конкурс – это всегда замечательно. И даже дело не в том, что ты можешь показать всем свои стихи, потому что сейчас показать стихотворение можно, опубликовав его на любой площадке в Интернете, а потому что очень важные советы ты получаешь, понимаешь, что главное - работать со словом, а в этом процессе нет предела. Это помогает не только планомерно развиваться, но и в каких-то случаях создает тебе трамплин или ускоренный старт. Участие в фестивалях тем более – это еще больший обмен опытом, общий обмен стихотворением - литературный процесс живет. Тем более, когда на фестивалях проводятся мастер-классы. Начинающим авторам, в первую очередь, я бы дал именно такой совет – ходить на мастер-классы и фестивали, не бояться себя проявлять, ведь творчество не бывает плохим. 

Ульяна Колодей, корреспондент РИА «Кабардино-Балкария»