Подписание мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном до конца года возможно, Ереван делает все необходимые шаги для этого. Об этом на брифинге заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян.
«Всегда считаю возможным подписать мирное соглашение до конца года, потому что я взял на себя политическое обязательство подписать такое соглашение. Да, считаем возможным подписание до конца года». В то же время он подчеркнул, что Армения и Азербайджан не планируют подписывать мирный договор на октябрьской встрече в испанской Гранаде.
Так Пашинян дает понять, что с Азербайджаном продолжается закулисный переговорный процесс по подготовке мирного соглашения. Причем стороны, допуская косвенные информационные «утечки», дают понять, что существует проект такого документа и они ведут дискуссии по его отдельным позициям. При этом указывается, что существует московская и вашингтонская редакция соглашения. Поэтому нет ясности относительно варианта, который Пашинян считает базовым, говоря о возможности подписания документа до конца года. Но это первая неопределенность.
Вторая. Даже если допустить, что соглашение готово к подписанию и стороны утрясают какие-то отдельные его детали, важен внешний фон для подобной, безусловно, громкой акции. Речь идет об урегулировании проблемы, связанной с Лачинским коридором. Как говорит президент Армении Ваагн Хачатурян, «переговорный процесс осложняется тяжелым гуманитарным кризисом в Карабахе». Варианты решений Первый: перед подписанием мирного соглашения Азербайджан снимает блокаду с Нагорного Карабаха. Второй: блокада снимается и подается как результат соглашения. В целом это уже вторая неопределенность.
Смысл третьей неопределенности в отношении Нагорного Карабаха. Если срабатывает тезис Пашиняна о признании территориальной целостности Азербайджана, то в тексте предполагаемого соглашения (договора) упоминание о Нагорном Карабахе просто неуместно. Тогда проблема безопасности карабахских армян может решаться иными договоренностями с другими игроками и не обязательно с участием самой Армении. На такой сценарии намекает Азербайджан, считая эту проблему своим внутренним делом. Но президент Армении Хачатурян считает, что «Ереван должен быть в состоянии решить вопрос безопасности армян Нагорного Карабаха». Но как? Скорее всего, методом переноса ответственности на какую-либо третья сторону, что позволяет сбросить «груз Карабаха».
Но и тут вновь вылезает уже четвертая неопределенность. Дело в том, что еще 15 июля МИД России, призывая заключить мирный договор между Баку и Ереваном, заявлял, что частью документа должны стать «надежные и четкие гарантии безопасности для армян Карабаха». Со стороны Запада таких призывом что-то не слышно. Более того, Пашинян, видимо, не случайно, пошел на резкое осложнение отношений с Россией, чтобы вывести ее на данном этапе из переговорного процесса. И не только это. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предложил провести четырехстороннюю встречу (Турция, Россия, Азербайджан и Армения) по урегулированию отношений между Азербайджаном и Арменией. Но Пашинян ее отклонил, заявив, что «это не единственная идея и нам следует рассматривать вопрос в целом».
В этом сюжете он не ставит на Турцию. Он откровенно подтягивает в регион Запад, создавая пятую неопределенность, так как неясно насколько Запад готов туда втягиваться по украинскому сценарию. В этой связи можно предполагать, что Пашинян тащит за собой президента Азербайджана Ильхама Алиева, предлагая ему за счет Нагорного Карабаха блоковое решение без участия России. Так он проводит гибридную внешнюю политику, откровенно блефуя на всех направлениях, в том числе и в отношении мирного соглашения с Азербайджаном.