Руководитель Управления Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике Виталий Дмитриев в интервью РИА «Кабардино-Балкария» рассказал, сколько сделок с недвижимостью зарегистрировано за последние годы, как проходит переход на электронные сервисы, как реализуется закон о выявлении правообладателей и «гаражная амнистия» на территории Кабардино-Балкарии, а также о проекте «Земля для стройки».
- Как сказалась пандемия коронавируса на работе Управления в 2021 году?
Росреестр не остановил свою деятельность в сфере государственной регистрации и кадастрового учета ни на один день. Для граждан и организаций, для инвестиционного климата Кабардино-Балкарии вопросы, связанные с оформлением недвижимости, очень значимы, и приостановление нашей деятельности привело бы к негативным экономическим и социальным последствиям. Поэтому мы работали весь период пандемии в штатном режиме, а сроки оказания государственных услуг только сокращались.
- На фоне пандемии произошло ускорение цифровизации. Что в этом направлении сделано Управлением Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике?
Движение Росреестра по пути цифровизации началось больше 15 лет назад с формирования кадастра и государственного реестра прав недвижимости. На первом этапе ведения учёта данные хранились разрозненно, а большая часть документов была в бумажной форме. Важнейшим этапом подготовки процесса цифровой трансформации стал переход в 2018 году на Федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН). Единая база объединяет сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН).
За последние пять лет Управлением сделаны огромные шаги по переходу на электронные сервисы. Сейчас большинство государственных услуг доступно через Интернет. К моменту пандемии были созданы все условия, которые позволили гражданам и организациям получить услуги Росреестра дистанционно: заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), обратиться за регистрацией права, уточнить сведения в ЕГРН и многие другие.
Кроме того, в целях реализации Распоряжения Правительства РФ от 31.01.2017 № 147-р «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» мы продолжаем развивать электронные сервисы, и эта работа еще не окончена.
Приведу пример: в целевой модели есть такой показатель – «доля заявлений о постановке на кадастровый учет и регистрации прав, поданных органами власти и органами местного самоуправления в электронном виде».
Если в 2019 году доля заявлений от органов власти и органов местного самоуправления была всего 13,6%, в 2020 году -14,02%. То в 2021 году это уже 56,07%, а в 2022 году -85,6%. Таким образом, целевой показатель достигнут.
Как велась работа в этом направлении? Управление проводило рабочие встречи с представителями органов власти и органов местного самоуправления. Ежемесячно формировалась статистика по каждому населенному пункту Кабардино-Балкарии, включая сельские поселения. Эта статистика доводится до сведения глав местных администраций. Ежемесячно такая информация направляется и в высшие органы власти республики.
И вот результат: сегодня более 85% процентов таких документов от органов власти и органов местного самоуправления подается в электронном виде при целевом показателе 80 % на 1 января 2023 года. И как только органы власти и органы местного самоуправления перешли на электронное взаимодействие с Росреестром, сразу освободились окна многофункциональных центров для граждан.
Более того, некоторым гражданам не пришлось обращаться в МФЦ, потому что документы за них подали органы власти или органы местного самоуправления.
- Какие услуги сегодня можно получить в электронном виде?
Перечень услуг, которые граждане и организации могут получить в электронном виде указан на сайте Росреестра. Их более 50. Это в два раза больше, чем было раньше. Электронные услуги - это удобно, быстро и экономично. Чтобы сдать документы, не надо записываться в МФЦ, не надо получать доверенность, а госпошлина для граждан дешевле на 30%. При этом срок регистрации прав при обращении в электронном виде очень короткий - до трех рабочих дней.
К примеру, ипотека в электронном виде регистрируется в течение 24 часов. Кстати, электронная ипотека за один день в КБР по состоянию на конец июня 2022 года составила 89,9%.
- Какая динамика регистрационных и учетный действий с недвижимостью по сравнению с 2020 годом?
Если в 2020 году количество услуг, предоставляемых Управлением, было 77471, то в 2021 году – это 109528. И несмотря на то, что 2022 год еще не закончился, количество регистрационно-учетных действий уже составляет более 93 тысяч. Это говорит о том, что во время пандемии работа ведомства не останавливалась, не смотря на явления, так называемого, отложенного спроса.
- Сколько ипотечных сделок зарегистрировано в этом году? Какова динамика по сравнению с предыдущими?
За пять месяцев 2022 года зарегистрировано 5398 ипотек на объекты недвижимости, из них в электронном виде 3382. За пять месяцев прошлого года было зарегистрировано всего 851 ипотека, из них в электронном виде 254. Из этих цифр видно, что значительно изменился формат подачи документов: если в прошлом году в электронном виде было подано всего 29,8% заявлений об ипотеке, то в этом году их количество выросло до 62,6%.
Мы проводили обучающие семинары и рабочие встречи с представителями банковского сообщества, на которых обозначали плюсы подачи документов в электронном виде.
Надеемся, что к концу 2022 года процент подачи документов на регистрацию ипотеки от банков в электронном виде достигнет 80%. Мы, со своей стороны, делаем все возможное - в Управлении создан чат в мессенджере, назначены ответственные лица, готовые оперативно проконсультировать банки по подаче документов через электронные сервисы.
- В прошлом году вступил в силу 518-ФЗ, обязывающий уполномоченные органы выявлять собственников ранее учтенных объектов, сведения о которых не внесены в ЕГРН. Как он реализуется на территории Кабардино-Балкарии?
Управление Росреестра по КБР постоянно рассказывает в средствах массовой информации о том, зачем нужно оформлять недвижимость в собственность и почему важно, чтобы в ЕГРН были исчерпывающие данные об объектах недвижимости и об их владельцах. Отмечу, что граждане нас услышали: на начало июля 2022 года заявители в инициативном порядке зарегистрировали 2952 права в отношении ранее учтенных объектов недвижимости.
Сложнее дело обстоит с органами местного самоуправления. Управлением была проведена огромная работа по подготовке к реализации закона о выявлении: направлены методические материалы, проведены обучающие семинары, рабочие встречи, реализована активная информационная кампания. Несмотря на все это, органы местного самоуправления начали работу по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости только к концу 2021 года. В марте 2022 года муниципалитетом города Майского был выявлен первый правообладатель. К июлю 2022 года в Управление поступило 15 таких заявлений. Это очень мало, учитывая, что на территории республики более 200 тысяч объектов недвижимости без зарегистрированных прав. Работа по выявлению правообладателей продолжается.
- Как реализуется на территории региона «гаражная амнистия»? Сколько ранее учтенных гаражей на территории республики?
О реализация Федерального закона от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - «гаражной амнистии» мы начали информировать СМИ задолго до вступления в силу закона. Также провели большую работу с органами государственной власти республики и непосредственно с представителями гаражно-строительных кооперативов. Всего на территории республики находится более 13 тысяч ранее учтенных гаражей как в составе ГСК, так и отдельно-стоящих.
Всего по состоянию на 08 июля 2022 количество земельных участков, в отношении которых осуществлены государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в рамках Федерального закона №79-ФЗ составило 117 штук, количество объектов гаражного строительства – 107. Это очень маленький процент реализации закона. Предстоит еще очень объемная работа.
- Сколько земельных участков по проекту «Земля для стройки» под жилищное строительство было выявлено Управлением в текущем году
Управление Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике совместно с республиканскими органами власти продолжает работу по выявлению земельных участков, использование которых возможно под жилищное строительство.
С начала текущего года оперативным штабом по проведению анализа эффективности используемых земельных участков для жилищного строительства выявлено еще 8 территорий общей площадью более 360 тысяч квадратных метров для дальнейшего вовлечения их в оборот. Расположены указанные территории в Терском районе Кабардино-Балкарии.
Всего в республике выявлено 15 потенциально пригодных для строительства жилья земельных участков площадью около 200 гектаров. За все время работы по проекту на публичной кадастровой карте размещено 7 земельных участков и 23 территории Кабардино-Балкарии. Любой желающий может выбрать участок для строительства жилья, достаточно зайти в раздел «Земля для стройки» на сайте ведомства.