Кто очищает Нальчик от мусора

2021-12-09 10:24:03

Как устроена система сбора и вывоза коммунальных отходов в столице Кабардино-Балкарии, кто делает для нас эту сложную и в большинстве своем неблагодарную работу, чтобы город не охватил мусорный коллапс, и с какими сложностями сталкиваются эти люди. Данный репортаж о работе коммунальщиков станет завершающим из серии авторских статей, в которых подробно рассказывалось, как устроена республиканская система по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Первой статьей было развернутое интервью генерального директора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Экологистика», в котором было рассказано о республиканской системе, озвучены ее проблемы, пути решения и планы. Затем был репортаж с главного республиканского мусорного полигона и сортировочного комплекса, которые в ближайшие годы ждут большие преобразования.




Чтобы узнать, как работают городские коммунальщики по вывозу самого большого в регионе объема мусора, ранним утром в сопровождении начальника отдела пресс-службы «Экологистики» Милы Качлаевой мы отправились на их базу. Она расположена на северной окраине Нальчика и принадлежит генеральному подрядчику «Экологистики», который отвечает за сбор и вывоз мусора с территории городского округа Нальчик. Организация имеет 27 единиц спецтехники, на которых работают 22 водителя и 30 грузчиков. С 6 утра здесь уже кипит жизнь, стоит шум от двигателей, водители и грузчики получают путевые листы и задания на рабочий день, параллельно происходят мойка и санитарная обработка автомобилей, техническое обслуживание перед выездом.




Перед тем, как все разъехались по своим районам, удалось поговорить как с руководством базы, так и с водителями об особенностях работы и насущных проблемах. Оказывается, что база работает без выходных и праздников 365 дней в году, техника выезжает на улицы города ежедневно. По словам водителей мусоровозов, самыми сложными днями у них являются понедельник и вторник, так как именно в эти дни наблюдается максимальное заполнение контейнеров. Техника выезжает разная: на площадки с металлическими баками едут грузовики с боковой загрузкой, где установлены евроконтейнеры и бункеры, а также на объезд частного сектора направляется более современная техника с задней загрузкой. Мы проследовали за экипажем, который выехал в частный сектор на улицу Комарова. Большую часть улицы грузчики пробежали на ногах, перебегая дорогу и прямо на ходу подхватывали выставленный мусор, закидывая его в машину. В конце улицы находилась контейнерная площадка с большим металлическим бункером. Спецмашина в момент подхватила его и высыпала в кузов, а остатки мусора грузчики собрали лопатами и поехали дальше.




Ребята рассказали, что ежедневно они проезжают до 130 км, выгружая полную машину с мусором на Урванском полигоне минимум два раза в день. Каждый автомобиль может максимально вместить до 10 тонн мусора. Со всех мусорных площадок городского округа Нальчик в день вывозится около 290 тонн мусора.

Заработная плата водителей и грузчиков зависит от вывезенного объема мусора на полигон и составляет от 45 тысяч рублей. При этом среди населения республики мало желающих, которые готовы выполнять данную работу. Это обуславливается сложностью выполняемой работы в любое время года и при любой погоде, местным менталитетом и непрестижностью данной профессии в глазах населения. Бывают и задержки по выплате заработной платы, потому что она напрямую зависит от платежной дисциплины абонентов. Жители республики неохотно платят за вывоз мусора, а общие долги населения перед регоператором составляют более 500 миллионов рублей.




Помимо физической нагрузки и погодных условий сложность в работу «мусорщиков» ежедневно добавляют сами жители города. Все хотят побыстрее вынести мусор из дома, чтобы его поскорее вывезли подальше от них, но многие не понимают, что сами создают дополнительную нагрузку коммунальщикам. Проблема складирования мусора на приконтейнерных площадках зачастую сохраняется даже тогда, когда контейнеров хватает и они практически пусты, но люди просто сваливают мусор в кучи, не донося его до контейнеров. Аккуратности в сборе, транспортировке и сортировке отходов можно достичь, только если правильно организована точка их сбора.

Отношение населения к работе системы по сбору ТКО и непосредственно бригадам по уборке в лучшем случае нейтральное, в худшем – неуважительное или даже агрессивное. Работники спецавтохозяйства жаловались, что им ежедневно приходится наблюдать отсутствие экологической этики, когда отдельным гражданам важно только, чтобы чисто было у них в домах, а чистота на улице их не заботит, хотя помощью в их работе был бы мусор, банально донесенный до контейнера. Серьезным препятствием в своевременном сборе мусора является проблема подъезда к мусорным площадкам на оживленных улицах. Некоторые граждане не понимают, что нельзя оставлять свои автомобили возле мусорных площадок, в узких местах на подъездах к ним, техника попросту не может подъехать, приходится ехать на следующую площадку, возвращаться повторно. Иногда бывает так, что в течение дня подъезд к площадке так и не освобождается и мусор остается не вывезенным. Бывают случаи, когда жильцы домов самовольно переносят или сдвигают контейнеры, куда посчитают нужным, и их приходится расставлять заново, тратя на это время и силы.

По словам сотрудников спецавтохозяйства, наиболее проблемным являются мусорные площадки на границах многоквартирных домов и частного сектора, куда выставляется совершенно разный мусор: коммунальные отходы, стройматериалы, мебель, бытовая техника, обрезки от деревьев и кустарников, остатки продуктов питания и пр. При том, что выгрузка самих контейнеров в спецтехнику занимает не более 10 минут, уборка таких площадок от завалов мусора может занимать до 30 минут.

Многие годы граждане жаловались на непотребный вид железных мусорных баков, грохот во время выгрузки мусора и просили установить современные контейнеры. На сегодняшний день металлические баки по инициативе «Экологистики», а также по региональной и федеральной программам заменяются на современные евроконтейнеры объемом 1,1 кубометра, однако практически ежедневно имеют место поджоги баков, воровство как баков целиком, так и колес от них. Разъяснения о том, что в баки нельзя сбрасывать крупногабаритный и строительный мусор не помогают. Ветки от деревьев, камни, строительный мусор наносят серьезные повреждения спецтехнике и бакам, но призвать к ответственности виновников не удается, а заниматься этой работой своими силами нет возможности.




Также важной информацией для жильцов частного сектора является то, что с 1 января 2022 года отменяется так называемый поведерный сбор мусора. В прежние времена в республике сложилась традиция выставлять мусор у дороги, три раза в неделю мусоровоз производит объезд улиц и собирает его. При этом регоператор несет дополнительные временные и транспортные затраты, фактически бесплатно оказывая услуги жильцам частного сектора, которые платят за вывоз мусора столько же, сколько платят жильцы многоквартирных домов, вынося мусор на площадки самостоятельно. С 2022 года жильцам частного сектора будет предоставлено право оплачивать вывоз мусора по нормативу, но не от своего двора, а от контейнерной площадки, куда его нужно будет отнести самостоятельно либо по факту заполнения персонального контейнера 0,3 куб. метра, который человек может приобрести за свой счет. Таким образом, абоненты, проживающие в частном секторе, сами могут принять решение, как им выгодней оплачивать.




***

Избитая и приевшаяся фраза о том, что чисто – это не там где убирают, а где не сорят, имеет прямое отношение к каждому жителю республики. Пока мы не научимся уважать чужой труд, делать что-то, чтобы стало лучше, или не делать, чтобы стало хуже, коммунальная система по очистке наших улиц, в которой работают такие же люди, как мы, никогда не сможет сделать эту работу эффективно.

 

Тенгиз Мокаев,

корреспондент РИА «Кабардино-Балкария»