Мы поговорили с мэром о многих проблемах города, волнующих горожан, а кроме того, задали вопросы и личного характера.
— В одном из последних докладов вы говорили о том, что за 2020 год в Нальчике отремонтировано 19,5 километров дорог. Для человека, далекого от темы, эта цифра не кажется большой, но очевидно, что для городской системы это очень существенно. Не могли бы прокомментировать это с позиции градоначальника?
— Давайте измерять не только в километрах, но и в количестве улиц. В 2019 году отремонтировано 16 объектов общей протяженностью 13,79 км. В 2020 году – 10 объектов общей протяженностью 19,36 км. В прошлом году мы заасфальтировали много улиц, в этом году еще больше – около 29, а учитывая, что сейчас начнем ремонт еще и пр. Ленина, пр. Кулиева и пр. Шогенцукова, то получится 32 улицы), такого объема ремонта улиц в Нальчике давно не было. Напомню, что в настоящее время 87,64 км или 20,5% муниципальных дорог общего пользования на территории г.о. Нальчик имеют гравийно-щебёночное покрытие, так что, работа впереди еще огромная. Поступает огромное количество обращений. Люди увидели, что мы делаем много дорог и переживают, что про них забудут. Уверяю – не забудем. Казбек Валерьевич поставил нам задачу до 2025 года отремонтировать все улицы. Но, во-первых, невозможно сделать одномоментно все дороги сразу, и во-вторых, мы считаем, что сперва надо сделать наиболее важные с транспортной точки зрения улицы. Мы стараемся реставрировать дороги во всех районах города, и, если посмотрите по карте, вы убедитесь в этом. Делать одновременно ремонт всего асфальтового покрытия тоже невозможно. Поскольку если начинать ремонт сразу всех улиц в районе, то мы остановим жизнь в этом районе, поэтому мы рассредоточили работы по районам. Каждое решение по ремонту дорог, которое мы принимаем, требует сначала логического анализа потока транспорта, иначе произойдет коллапс. Все по очереди.
— Там же в докладе вы говорили об изменениях, которые затронут транспортную систему. Если отвлечься от организационных мер, то что конкретно ждать рядовому горожанину от этих изменений? В чем они будут выражаться?
— Я считаю, что в свое время, когда меняли маршрутную сеть, была допущена ошибка. Все выгодные маршруты отдали частникам, а убыточные маршруты оставили за троллейбусным управлением и автобусным парком. Это было бы полбеды, если бы маршрутчики выполняли свои обязательства: они выезжают и уходят с маршрута, когда хотят. Пассажиропоток уменьшается после семи вечера – частникам не выгодно оставаться на маршруте, хотя они обязаны оставаться там до 21 или 23 часов. Жалоб очень много. Особенно сложно с маршрутами, которые идут в дальние концы – Хасанью, Белую Речку, Кенже. Объемы перевозок пассажиров не прозрачны, поступления налогов в бюджет мизерные, а качество предоставляемых услуг низкое, поэтому назрела необходимость транспортной реформы. Первый шаг: проведение исследований и анализ данных, разработка так называемого КСОТа – комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом. По результатам аукциона мы заключили контракт с Высшей школой экономики – у них есть специалисты в этой области, которые делали проекты для многих городов и теперь будут разрабатывать систему маршрутов для нас, исходя из пассажиропотоков и многих других факторов. Специалисты уже приезжали и изучали ситуацию, в августе проводили детальный анализ всех факторов. Это большая работа, результаты которой мы рассчитываем получить к концу года (по контракту срок исполнения – декабрь 2021 года). Мы получим конкретные данные – сколько единиц транспорта и на каком маршруте нужно, сейчас все происходит почти стихийно – по желанию водителей маршрутных такси. Второй этап: это замена маршруток комфортабельными автобусами большого и среднего класса. Вопервых, при перегруженности города транспортом, автобус, который дает нагрузку в десять раз меньше, чем маршрутка, – это выгодно. Во-вторых, сервис в автобусах совсем другой: они полноразмерные (не надо нагибаться), низкопольные и т.д. И не менее важно для города-курорта – экологический аспект – сокращение количества транспорта ведет к сокращению углеродного следа. У нас нет задачи, чтобы весь транспорт в городе стал муниципальным, мы предлагаем частникам готовиться к новому этапу: пусть покупают автобусы и через полтора года подают заявки на новую транспортную сеть. Мы сами готовимся расширять свой автобусный парк, развивать МУП «Нальчикский транспорт». Недавно мы получили двенадцать автобусов от мэрии Москвы, они уже работают на линиях. Машины не новые, но в очень хорошем состоянии, эксплуатационный срок у них еще большой. Сейчас ведем переговоры о передаче еще двадцати единиц. В начале лета в рамках реализации реформы транспортной инфраструктуры города весь муниципальный общественный транспорт оснащен терминалами безналичной оплаты проезда. Это уже сегодня позволило для пассажиров сделать оплату проезда выгоднее и удобнее. За этим будущее, и частные перевозчики тоже это понимают и уже подключаются к этой системе. За счет работы с банками и платежными системами мы смогли снизить тариф для безналичных платежей и создать инфраструктуру для дальнейшего развития билетной системы. В сентябре мы подписали соглашение об интеграции с лучшей в мире билетной системой г. Москвы — «Тройка». Нальчик становится все более привлекательным для туристов, и мы стараемся создавать условия для их комфортного перемещения по городу Гости столицы и местные жители получат самые удобные и экономичные способы оплаты, а мы – хороший инструмент для анализа пассажиропотоков.
— Уже при вас появилось отдельное МУП «Платформа», при том, что есть управление по делам молодежи и спорту и прочие управления. В чем их назначение, первоначальная концепция и перспективы развития?
— Здесь важна специфика. Все-таки молодежка и спорт – целенаправленно занимаются заявленными направлениями в классическом понимании. А «Платформа» была первоначально создана для развития туризма, перед ней было поставлено несколько задач. Во-первых, изучение туристического потока, какие проблемы беспокоят туристов, что надо сделать для их комфортного пребывания в Нальчике. Необходимо было понять, кто является туристом в Нальчике. Мы же, я имею ввиду администрацию, этим вопросом ранее не занимались, все вопросы, связанные с туризмом, решались на уровне республики.
Первая идея, выдвинутая «Платформой», — это развитие событийного туризма. Я уверен, вы помните, что эти мероприятия были встречены жителями и гостями очень хорошо. Мы провели цветочный фестиваль, гастрофестиваль, различные мероприятия на Кабардинской, первый Новый год на площади Абхазии, когда за праздничные дни прошло по ней около ста тысяч посетителей, на гастрофестивале только по чекам за три дня побывало более сорока трех тысяч гостей, в том числе приезжали автобусы с туристами с Кавминвод и других регионов. Я считаю, что с развитием событийного туризма «Платформа» справилась на «отлично». Сейчас все несколько остановилось из-за пандемии, но у нас в планах проводить мероприятия и дальше. Необходимо создать точки притяжения в городе, оживить Кабардинскую… Последнее время также через Платформу привлекаем молодых архитекторов для разработки проектов благоустройства общественных территорий. В каждом районе города есть точки, которые они развивают, формируя их. А так называемые сезонные фестивали платформы стали известны по стране. Тематика самая разная, на них стали приезжать целенаправленно из многих городов России. О нас заговорили на российском уровне – в журналах, туристической «тусовке». По официальной методике подсчета, сейчас Нальчик посещают около пятидесяти тысяч туристов в год, но я категорически не согласен с этой методикой: мы считаем туристов только по официально заселившимся в гостиницы и санатории. Я думаю, что это неправильно. Если считать по сим-картам других регионов (есть и такая методика), то цифры будут совсем иные. Мы пока не работали со всеми операторами, успели только с одним: и уже по нему получается, что шестьдесят тысяч иногородних абонентов с начала года посетило город. Насколько я знаю, Ростуризм хочет ввести единую методику подсчета, думаю, согласно ей, мы получим более объективную картину.
— Один из новых автовокзалов уже введен в эксплуатацию после продолжительного строительства, второй тоже ждёт запуска. По вашему мнению, они как-то разгрузят Нальчик, не создавая пробки в местах дислокации?
— Любая реформа всегда первоначально вызывает сложности, особенно на первом этапе. Вопросом занимаемся совместно с Минтрансом КБР, так как межмуниципальные перевозки – это их компетенция. Решение о строительстве новых вокзалов принято давно, стройка затянулась по объективным причинам. Были сложности с организацией въезда и выезда на вокзалы, но с «Северным» эта проблема уже решена, а по «Южному» со стороны Владикавказского шоссе мы внесли предложения, а так как Владикавказское шоссе – федеральная дорога в черте города, то решения принимаются федералами – сейчас идут согласования. Есть сложности, но мы продумываем все меры по нивелированию недостатков. Мы продлили до вокзала «Северный» 7 маршрутов, идущих в разные районы города. Теперь оттуда можно доехать до любой точки города. Я уже говорил о подписании соглашения по интеграции нашей билетной системы и московской, и введении карт «Тройка» в Нальчике. Первый этап – введение на нашем муниципальном транспорте – это автобусы и троллейбусы МУП «Нальчикский транспорт». На втором этапе будем предлагать частным перевозчикам – маршруткам внедрить это у себя. Далее распространить данный опыт на все маршруты, в том числе и межмуниципальные. К сожалению, частные перевозчики не понимают всех выгод для себя, но развитие сервиса и удобства для пассажиров ведет к увеличению пассажиропотока и, соответственно, к увеличению прибыли. Будем убеждать. Но самое главное – это даст возможность введения льготных билетов, о которых так часто просят горожане – это льготные проездные для пенсионеров, для школьников, студентов и других категорий граждан, нуждающихся в поддержке государства. Кроме того, это дает возможность внедрения системы скидок при пересадках – а это одна из проблем, озвучиваемых, когда говорят о новых вокзалах. Карта даст все эти возможности, не зря она так популярна в Москве и ряде других регионов. Там много плюсов, но это отдельная тема.
Говоря о закрытии вокзала на Осетинской, убежден – это правильное решение. Огромный поток транспорта – около 2,5 тыс поездок. Экология, антитеррористическая безопасность в центре города в таком вдвойне оживленном из-за рынка месте, неудобная развязка и еще много других причин. Ходят разные слухи о продаже освободившейся территории под торговый центр или что-то подобное – нет. Однозначно мы планируем здесь расширение сквера с благоустройством, создание детской площадки, прогулочных зон и устройство удобной авторазвязки – ведь поток авто с ул. Мальбахова прямо упирается в тупик вокзала. Кроме того, уверен, что и рынку это в итоге пойдет на пользу. Многие не хотят идти на рынок из-за неудобства парковок, некоего хаоса вокруг рынка. Мы же планируем организацию и упорядочивание парковочных мест. И это только добавит удобства покупателям и увеличит в итоге их количество. Кстати, очень много горожан поддержали эту идею. А я как глава администрации города в первую очередь должен учитывать интересы жителей города
— Зачем в Нальчике строят столько многоэтажного элитного жилья? Да ещё и в густонаселённых районах. Ведь понятно, что его не может купить обычный горожанин. Когда-то пытались разработать концепцию малоэтажного жилья, более привычного нашему образу жизни. Урбанизация не поглотит город?
— А что плохого вы видите в урбанизации? Урбанизация — процесс повышения ролей городов, городской культуры и «городских отношений» в развитии общества. Мы говорим о развитии города? Город — это живой организм, и он всегда развивается и растёт, в противном случае, наступает застой, и город приходит в упадок. Современные тренды как раз ведут к образованию агломераций – как центров экономического и культурного развития. Мы не исключение. Если же говорить о строительной отрасли, я бы разграничил некоторые вещи: строит это жилье в основном не администрация, а частные застройщики. Строят, исходя из спроса: ни один строитель в ущерб себе работать не будет. Отмечу, что только у нас в очереди на улучшение жилищных условий состоит около 4,5 тысяч семей. Кстати, мы разрабатываем и предлагаем новые инструменты для обеспечения наших льготников жильем. Это люди, которым нужно новое комфортное современное жилье. Вы знаете, что по итогам прошлого года в Кабардино-Балкарии жители получили ипотечных кредитов на сумму более 4 млрд. рублей? Это говорит о том, что спрос на жилье есть и он огромен. В то же время стоимость кв.м. жилья в КБР самая низкая по СКФО, и высокие темпы строительства как раз способствуют этому. И это подтверждает значительный рост ипотечного кредитования. Значит, у этих людей есть возможность взять кредит и погашать его. Люди улучшают свои жилищные условия цивилизованными способами (а не пристраивая, кстати, пристройки и балконы, которые уродуют внешний вид домов и города). А вот насчет места жилищного строительства, были перекосы. В 2018 году мы разработали новые Нормативы градостроительства и Правила землепользования и застройки г.о. Нальчик (ПЗЗ). Внедрили институт общественных обсуждений, без которых невозможно принятие ни одного значимого изменения. Это позволило нам поставить заслон непродуманной точечной застройки, которая была прежде возможна, когда человек выкупал несколько гаражей и строил башню. Теперь многоквартирный дом может занимать не более 50% от площади земельного участка, есть требования и к коэффициенту застройки. Мы ввели требования об обязательном наличии парковочных мест, озелененной территории, детской и контейнерной площадок. Приняли Положение о компенсационном озеленении, упорядочили требования к застройщикам. Нормативная база, конечно же, постоянно совершенствуется, и мы стараемся создавать в городе такие условия, которые позволяют строителям созидать и при этом не создавать дискомфорта жителям.
— Почему в Нальчике такое небрежное отношение к памятникам и объектам истории? Не кажется ли вам, что самобытность нашей столицы исчезает вместе с объектами старого Нальчика. Неужели нельзя было сохранить ту же гостиницу «Нальчик»?
— Есть памятники, поставленные на учет Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики, в этом случае ни одно действие с этим объектом невозможно без согласования в установленном законом порядке. Но если объект в списке не значится, а тем более находится в частной собственности, то собственник имеет право делать в рамках закона все, что хочет. Когда был скандал со сносом дома на улице Ногмова, я пояснял, что снос частного объекта не требует разрешения администрации города, тогда же я призвал: если не хотите таких случаев, надо, чтобы общественность выступала с инициативой о придании тому или иному объекту статуса объекта культурного наследия. Я готов поддерживать общественные инициативы, проводить экспертизы, обращаться за внесением объектов в список охраняемых объектов. И тогда, даже если объект находится в частной собственности, – он будет защищен. Показательно, что на сегодня я не получил ни одного обращения от общественников о включении того или иного объекта в реестр охраны. Для этого надо потерять немного времени и сделать реально что-то в защиту этих объектов – в данном случае подготовить обращение и собрать подписи. Не тогда, когда его уже снесли, а заранее.
— В городе есть много объектов, которые разрушаются, как, например, кинотеатр «Победа» или здание Водогрязелечебницы. В связи с чем, у многих горожан появляются мысли, что это делается специально для обесценивания их дальнейшего сноса или приватизации по остаточной стоимости…
— Никто никогда на такое не пойдет! Есть идеи по восстановлению обоих названных объектов. По Водогрязелечебнице разработана отличная концепция, которую Казбек Валерьевич уже озвучивал на совещании и на прессконференции. Там планируется восстановление здания и создание на его базе креативного кластера, где будет много разных объектов (мастерские, выставки, музей, ТИЦ и т.д.) Сейчас прорабатывается концепция, далее – проектирование и реализация. По кинотеатру Победа – такая же ситуация. Никто не собирается их продавать и тем более сносить.
— Вокруг Нальчика много отдельных муниципальных образований. Если Нальчик поглотит их, Кенже, Хасанья и Белая Речка станут такими же микрорайонами, как Искож или Дубки, не станет ли структура более управляемой?
— У нас нет такой задачи. Агломерация существует давно, но юридически никто не собирается никого поглощать. Это и не нужно. Но мы развиваем, пригороды, реконструируем дороги, занимаемся развитием коммуникаций. Тесные социальные и экономические связи способствуют развитию этих районов – разве это плохо?
— В сети несколько месяцев назад очень бурно обсуждали проект реконструкции Кизиловки… В некоторых тг-каналах прошла информация о конкретном проекте, который должен начать реализовываться в самое ближайшее время, но пока этого не наблюдается. На каком этапе находится реализация проекта сегодня? Что будет представлять из себя обновленный Терренкур?
— Проект развития Терренкура готов, экспертиза тоже, но есть нерешенные вопросы по земле: дело в том, что часть Терренкура находится в лесном фонде, часть – у Черекского района, мы ее арендуем. Чтобы осуществить проект, нужно, чтобы вся территория была в одних руках. Сейчас мы тесно работаем с коллегами из Минприроды КБР, ищем возможности передачи нам в аренду земли. Только после этого мы получим право на осуществление проекта. Проект ровно тот, что и был представлен общественности: задача была по максимуму сохранить аутентичность местности. Можно сказать, что это будет капитальный ремонт, а не реконструкция.
— Существуют ли какие-то проекты по застройке районов, отдалённых от центра города. Недавно в сетях была информация о застройке микрорайона Дубки. Есть ли какие-то изменения в этой области?
— Сейчас у нас в городе основные территории развития жилищного строительства: микрорайон «Мей» и восточная часть города. В последнем случае планируется строительство около 1 млн кв. м. жилья на 60 тысяч жителей. Понятно, что такой объем – это перспектива расширения города на предстоящие 15-20 лет. Но приоритетным для нас является не расширение территорий под строительство, а редевелопмент промышленных территорий машзавода, кондитерской фабрики, нефтебазы и реновация районов города с ветхим и аварийным жильем. Мы будем разрабатывать мастер-планы и функциональные программы для продуманной застройки этих территорий с учетом современных требований и стандартов. Плюсы таких территорий еще и в том, что все коммуникационные сети там подключены и рассчитаны на большие нагрузки, есть транспортная доступность. А в случае, скажем, с восточным районом, туда нужно будет тянуть все коммуникации. Для развития данных районов законодательством предусмотрен ряд механизмов, которые мы начинаем активно применять. Вот, например, еще один участок, предназначенный под индивидуальное строительство в Кенже, будет осваиваться по программе АО «Дом. РФ» — жители получат возможность улучшить жилищные условия, используя инструменты финансового института развития в жилищной сфере России.
— Главные украшения Нальчика – это деревья и вид гор на горизонте, обрамляющих город. На мой взгляд, Нальчик сегодня страдает от застройки – теперь, чтобы разглядеть визитную карточку города, нужно искать подходящее место или забираться на крышу какого-нибудь небоскреба, которых теперь немало и которые этот вид закрывают. Тут же можно сказать и об отношении к деревьям, которое вызывает немало нареканий у горожан, которым кажется, что кто-то целенаправленно пилит зелёные насаждения.
— Мы сажаем гораздо больше деревьев, чем убираем, а прежде, чем спилить дерево, созданная совместно с общественниками комиссия рассматривает каждое обращение, поверьте — боремся за каждое дерево. На ул. Кирова, например, после ремонта там, где возможно, сделали новую высадку. Но мы сейчас ищем варианты посадки там же низкорослых деревьев, чтобы в будущем разросшаяся корневая система не разрушила все тротуары. Ближе к ул. Мальбахова мы посадили сто семьдесят деревьев. По поводу обрезки. Каждый раз, когда Горзеленхоз выходит на обрезку, он приглашает нашу комиссию и первые 5-10 деревьев обрезают в присутствии специалистов, привлечённых из Сельхозуниверситета и КБГУ. Я сам категорически против, когда оставляют один ствол, хотя жёсткая обрезка порой необходима. Бывает, что при расширении дорог мы убираем деревья, но, повторюсь, высаживаем их гораздо больше. Кстати, мы ввели понятие компенсационных платежей. Теперь при любой застройке, если на участке должны вырубаться деревья, комиссия оценивает потенциальный «ущерб», и застройщик уплачивает немалый компенсационный платеж на особый счет, который тратится только на озеленение города. Но надо понимать, город живет, город растет, количество жителей увеличивается и каких-то изменений не избежать. Надо минимизировать ущерб природе, как вы сказали, сделать все максимально возможное для сохранения визитной карточки города – зелени. И это делается. Все признают, и наши жители, и приезжие, что наш город – один из самых зеленых в стране. На что хочу обратить внимание. Если администрация в рамках своих полномочий старается минимизировать ущерб, а главное производит много новых посадок и работ по озеленению, то о том, что творится во дворах многоквартирных домов, все молчат. Когда люди для своих машин вырубают во дворах все растения – это плохо. Я недавно заходил во двор на Карашаева – самый зеленый двор в городе, мне кажется. Спрашивал жильцов, как удалось его сохранить? Оказалось, что, когда кто-то пытается что-то сделать, жильцы отстаивают свои интересы. Мэрия ничего не может сделать, если жильцы сами не будут отстаивать каждое зеленое насаждение на своих дворовых территориях, в своих дворах. И тут общественное мнение еще важнее.
— Вас называют самым образованным мэром, и порой с долей иронии. Где вы получали образование, начиная со школы и вуза?
— Я оканчивал нарткалинскую школу №1, потом поступил в КБГУ на исторический факультет, но через некоторое время, после второго курса, перевелся в МГУ на социологический факультет. По окончании МГУ заочно окончил юридический факультет КБГУ. А кандидатскую диссертацию защитил по экономике. И школу, и МГУ закончил с отличием и золотыми медалями. Да, в МГУ есть традиция с красным дипломом вручают и золотую медаль.
— Чем вы, Таймураз Борисович, увлекаетесь, кроме своей мэрской работы? Ваше хобби? Не передалось ли вам по наследству увлечение вашего отца, который много лет возглавлял охотничье хозяйство?
— К сожалению, мне не передалось. Наверное, это иногда передается через поколение. Посмотрим на моих сыновей. Зато мне передалась от отца любовь к чтению. Читаю в основном фантастику, особенно на космическую тему, это помогает отвлечься от напряженной работы. К сожалению, мало свободного времени, но стараюсь всегда читать перед сном.
— Есть ли у мэра столицы КБР вредные привычки?
— Спортом не занимаюсь. Ну, это не вредная привычка, а отсутствие хорошей здоровой. Но я не курю и никогда не курил.
— Вас еще называют народным мэром… Как Вам кажется, насколько вы близки к народу?
— Я стараюсь общаться с людьми и не избегать прямого разговора. Я не вправе оценивать, насколько такая характеристика правильна, но мне она льстит.
— Если посмотреть на себя со стороны, абсолютно ли вы довольны своей работой (работой своей команды)?
— Думаю, ни один нормальный человек на такой вопрос не ответит утвердительно. Но я надеюсь, что что-то получается. Не все из задуманного, конечно. Это часто расстраивает.
— Самый главный миф о себе, который вы слышали?
— Не буду комментировать, только скажу, что отношусь к этому с юмором. Опровергать мифы о себе смысла нет.
— Понятно, что сейчас непростое время – коронавирус внес коррективы как в жизни простых горожан, так и в работу мэрии. Как вы относитесь к вакцинации?
— Я сожалею, что многие люди прислушиваются к сплетням и выдумкам, я же вижу официальную статистику, участвую в совещаниях и т.д. и понимаю, что люди очень недооценивают опасность вируса. И я, и вся моя семья вакцинировались именно потому, что понимаем, как это нужно и важно.
— Недавно вы создали инстаграм аккаунт, где отвечаете на все комментарии и вопросы. Как решились на этот шаг?
— Свободного времени гораздо меньше стало, но я стараюсь комментировать и отвечать на все возникающие вопросы. Веду лично, поэтому часто людям пишу, чтобы понимали, что отвечаю по мере возможности, иногда не сразу. Но стараюсь.
— Как мэру столицы, вам, наверное, известны самые красивые места Нальчика. Есть ли у вас среди них любимые, где вы можете отдыхать, гулять?
— Последнее время полюбил сквер за Белым Домом, часто там прогуливаюсь, часто заезжаю в курортную зону. Но в связи с работой прогуляться по городу удается довольно редко, хотя иногда и хочется.