Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», ГАСК, дирижёр - В. Полянский
Весна-красна — Людмила Кузнецова, меццо-сопрано
Дед Мороз — Руслан Розыев, бас
Снегурочка — Юлия Томина, сопрано
Лель, пастух, — Евгения Сегенюк, меццо-сопрано
Купава — Екатерина Чудотворова, сопрано
Леший — Олег Полшков, тенор
Масленица, соломенное чучело, — Юрий Зеленин, бас
Бобыль Бакула — Максим Калинин, тенор
Бобылиха — Яна Усачёва, меццо-сопрано
Царь Берендей — Максим Сажин, тенор
Бермята — Андрей Чеснов, бас
Мизгирь — Евгений Либерман, баритон
Первый бирюч — Олег Полшков, тенор
Второй бирюч — Александр Шанин, бас
Царский отрок — Мария Шевченко, меццо-сопрано
Государственная академическая симфоническая капелла России
Дирижёр — Валерий Полянский
Художественное оформление и создание образов концертной версии:
Вадим Андреев
Виктор Мурашев
Виктория Смольникова
Оперу «Снегурочка» Римский-Корсаков написал по современной пьесе Александра Островского, которую он прочитал в 1874 году, сразу после публикации. Весенняя сказка о холодной девушке Снегурочке, которая растаяла, познав чувство любви, не сразу вызвала отклик у композитора. Замысел оперы возник через несколько лет, когда публикация снова попалась в руки музыканту. Повторное чтение пьесы привело Римского-Корсакова в восторг: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу».
Разрешение на использование сюжета Римский-Корсаков спросил у Островского лично. Драматург любезно принял музыканта, охотно дал своё согласие и подарил композитору экземпляр сказки. Либретто Римский-Корсаков составил сам, совсем немного изменив стихотворный текст Островского. Готовая опера, услышанная писателем позднее, произвела на него неизгладимое впечатление: «Музыка Корсакова к моей „Снегурочке“ удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Работа над оперой велась в поэтичном имении Стелёво, недалеко от Петербурга. Старый дом, тенистый сад с фруктовыми деревьями, деревенская глушь — всё вдохновляло композитора на создание в музыке образов природы, к которой он относился особенно чутко: «Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес „Волчинец“ — заповедным лесом; голая Копытецкая горка — Ярилиной горой; тройное эхо, слышимое с нашего балкона, как бы голосами леших или других чудовищ». Один из мотивов Римский-Корсаков точно записал по слуху с пения жившего у него в клетке снегиря.
Основу музыкального стиля оперы составляет русская народная песня. Римский-Корсаков позаимствовал некоторые напевы из собственного сборника «100 русских народных песен» (1877), в котором он собрал и гармонизовал былины, протяжные, плясовые, игровые и обрядовые песни. Остальные мелодии были настолько удачно сочинены им в народном духе, что критики поверили в их подлинность и обвинили композитора в неспособности создавать собственные мотивы.
Дирижёр Эдуард Направник, руководивший премьерой оперы в Мариинском театре в 1882 году, заявил, что сочинение это «мёртвое» и «затянутое» и успеха иметь не может. Сегодня «Снегурочка» остаётся одной из самых репертуарных опер. Для Римского-Корсакова создание оперы означало наступление нового этапа в творчестве: «Кончая „Снегурочку“, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги».
Место проведения: Зарядье
Адрес: Варварка, 6, стр. 4
Телефон: +7 (499) 222 00 00, доб. 1 (касса)