Как хобби превратилось в профессию

2020-10-16 11:40:38

На недавно состоявшемся областном празднике работников культуры лучшие представители этой сферы были удостоены наград. Среди них – костюмер Лодейнопольского областного драматического театра-студии «Апрель» Инна ПОВЕТКИНА. Ей вручили Почётный диплом Законодательного собрания Ленинградской области за многолетний труд, в который она вкладывает всю душу.

Родилась Инна Анатольевна в нашем городе, закончила городскую среднюю школу № 2. Вместе с подругой попыталась получить профессию, связанную с изготовлением контрольно-измерительных приборов в одном из техникумов Ленинграда – тогда город еще так назывался. Но две молоденькие провинциалки не смогли привыкнуть к жизни в общежитии, где были свои проблемы, и вернулись назад домой. Вскоре Инна Поветкина получила профессию продавца и начала работать в торговле. Однако тяга к продолжению учебы была столь велика, что через некоторое время она заочно получила высшее образование в ЛГУ имени А.С.Пушкина по специальностям технология предпринимательства и учитель труда.

С самого детства у нее было хобби – любила рукодельничать. В ту пору, когда на дворе стояли лихие 90-е и было невозможно ничего купить, она шила и вязала не только для своей семьи, но и для близких. Это её хобби переросло в профессию не сразу. Какое-то время Инна Анатольевна работала администратором в гостинице «Инема». А в 2008 году в семье появилось пополнение – она родила сына Ивана и поняла, что в дальнейшем нужно искать работу в городе. Но сложилось не сразу. Только в январе 2012 года, по ее же выражению, с легкой руки одной из подруг, которая работала в сфере культуры, Инну Поветкину порекомендовали директору театра-студии «Апрель» Алексею Байдакову, который предложил ей на тот момент всего полставки костюмера. Она согласилась даже не задумываясь. Эта работа была ей по душе и позволяла уделять достаточно времени маленькому сынишке. А потом ей выделили в театре целую ставку.

Костюмер по своей сути – профессия закулисья. Эти люди всегда как бы в тени. Зритель, приходя на спектакль, видит игру актеров в разных костюмах и даже не догадывается, сколько труда, фантазии, кропотливой и вдумчивой работы было вложено в создание того или иного образа. А начинается все с момента выбора очередной пьесы, когда режиссер вместе с актерами, швеями и костюмерами придумывают будущих персонажей и костюмы для них. Это непростая задача. Все мнения и пожелания должны совпасть в единое целое. А костюм должен дополнять актера, и ему в нем должно быть комфортно.

И вот когда костюм выходит из пошивочного цеха, здесь  начинается работа костюмера: подготовка его к спектаклю, дальнейший уход и хранение. Главная задача – подогнать костюм по фигуре актера. Все мы знаем, что со временем в ней могут происходить перемены. Бывает и так, что меняется актерский состав. К тому же надо учитывать, сколько времени необходимо на переодевание того или иного костюма во время спектакля. Иногда актерам это приходится делать за считанные минуты. А если костюм сложный, со множеством деталей и непростым головным убором? Здесь костюмеру следует продумать все до мелочей.

Во время гастролей на костюмера ложится дополнительная нагрузка. И тут нужно думать на шаг вперед, всё предусмотреть. И если в родном театре любую проблему можно решить быстро, то за кулисами в другом городе сделать это куда сложнее. А случиться может любой форс-мажор! Поэтому с собой у костюмера всегда наготове нитки, иголки, булавки и даже клей.

На вопрос о том, какие форсмажоры были в практике Инны Поветкиной, она вспоминает выездной детский спектакль-сказку про влюбленного лисенка, в котором были заняты всего два актера. Обычно в поездках артистов всегда сопровождает костюмер, но тогда посчитали, что в этом нет необходимости. И так получилось, что в реквизите оказались два костюма и… только один хвост. А по ходу сценария один лисенок спрашивает у другого: «А у тебя хвостик есть?». «Да!» – отвечает другой. А хвоста-то и нет… Этот случай Инна Анатольевна никогда не забудет!

Вообще любой сложный костюм требует от костюмера особого внимания. К примеру, в спектакле «Женитьба» у актрисы на голове присутствуют шляпка и накладные букли. Нужно сделать так, чтобы головной убор оставался на месте при любом резком или неосторожном движении. А вот в постановке «Банкрот» у актеров есть всего две минуты на переодевание. И тут костюмер должен иметь огромное самообладание, чтобы все сделать предельно быстро и четко. Хотя для зрителей работа костюмера вроде бы и незаметна…

На вопрос: с кем из актеров проще работать – со старым или молодым составом (в последнее время в театре появилось много молодых и талантливых актеров), Инна Анатольевна отвечает, что ей легко со всеми. Но проще, конечно, с теми, кто уже много лет в профессии. Ей нравится работать с Людмилой Каргиной, Надеждой Плотниковой, Татьяной Мокеевой. За много лет они научились понимать друг друга с полуслова.

На экскурсии в театр часто приходят школьники, и Инна Анатольевна с удовольствием рассказывает им о загадочном мире закулисья. И всегда говорит любимую фразу с просьбой обратить внимание на те профессии, где человека как бы и не видно, но его труд очень важен и нужен. И еще считает, что надо постоянно развиваться в своем любимом деле, учиться чему-то новому. Так, она закончила специальные курсы, где был раздел по бутафории. Эта область ее невероятно увлекла. Признается, что если бы еще раз пришлось выбирать будущую профессию, то выбрала бы именно специальность бутафора. «Представляете, какой это загадочный мир? Из ничего можно сделать чудо!» – говорит она. И в ее личной коллекции уже появились эксклюзивные вещи, изготовленные ей собственноручно: оригинальные шляпка и сумочка и большие белоснежные крылья для актеров, занятых в спектаклях. В планах Инны Анатольевны до конца года закончить мастер-класс по лоскутному шитью. Ей очень интересно научиться этому виду рукоделия. И вообще, как она признается, хочется еще многому научиться, ведь, как известно, нет предела совершенству!

Наш рассказ не был бы законченным, если бы мы не поинтересовались мнением об Инне Анатольевне тех людей, с которыми она непосредственно работает.

Алексей БАЙДАКОВ, директор театра-студии «Апрель»:

– Хочу отметить, что таких людей, как Инна Анатольевна – очень мало, и их надо беречь, в буквальном смысле, как зеницу ока. Она просто супер-, гиперответственный и порядочный человек. Таких на пальцах можно пересчитать. Настоящий трудоголик. Пользуется колоссальным уважением в коллективе. А еще она – замечательная мама, что тоже немаловажно.

Надежда ПЛОТНИКОВА, актриса:

– Инна Анатольевна – невероятно ответственный человек, что называется, она на своем месте. С ее приходом в нашей костюмерной царит порядок – все в идеальном состоянии и на своих местах. По сути, весь реквизит театра на ней. И ко всему у нее творческий подход, что тоже важно. Она постоянно что-то шьет, перешивает, собирает всякие мелочи, чтобы все потом пустить в дело.

Роман СМИРНОВ, актер:

– Инна Анатольевна – человек огромной души и бесконечно неуемной энергии. Мы только приходим на работу, а она уже миллион дел успевает переделать. Это впечатляет! Я молодой актер, не всегда уверенный в своей работе. Она всегда поинтересуется моими сомнениями, даст совет, никогда не оставит без помощи. Даже в каких-то бытовых вопросах поможет. Это очень ценно. Я никогда не видел, чтобы она просто так сидела, без дела. Как пчелка Майя, крутится, я бы так выразился. Если бы театр был машиной, то Инна Анатольевна точно имела бы отношение к ее двигателю. И ее сложно представить без улыбки. Мы все ее очень любим!

Светлана МИХАЙЛОВА
Фото автора

 

Последние новости

16.10.2020
Как я провёл лето…
16.10.2020
Они сражались за Родину
16.10.2020
Ротные агитаторы поднимали боевой дух бойцов
16.10.2020
Пресс-тур с этнографическим акцентом
16.10.2020
На аллее Славы увековечили героев Пермской дивизии
16.10.2020
Удар, гол… Победа!
16.10.2020
МИЛЛИАРДЫ И ЖАДНОСТЬ: как бороться с коррупцией в ЖКХ
16.10.2020
Зимой многие женщины станут агрессивнее – исследование