ЕВГЕНИЙ ХАМАТОВ. Навсегда остался в первом дне весны

2020-10-01 12:23:11

С 29 февраля на 1 марта 2000 года в Чечне произошло самое трагичное и героическое сражение с участием российских войск, вошедшее в историю как подвиг десантников 6-й роты. 90 солдат задержали группировку боевиков численностью почти три тысячи человек на высоте 776 в Шатойском районе.Десантники бились до последнего. В неравном бою они не сдались, но выжили лишь шестеро. Участников той схватки порой ставят в один ряд с защитниками Брестской крепости и героями Великой Отечественной войны – панфиловцами.

В этом бою Ленинградская область потеряла десять своих сыновей, один из них – Евгений Хаматов из Подпорожья.Для всех нас он – настоящий победитель…

Неотправленное письмо

«Привет, родные!

Как ваши дела? Вы, наверное, волнуетесь – почему не пишу так долго. Времени у меня свободного почти нет, мы всегда заняты. То колонну охраняем, то ещё чем-нибудь занимаемся. Вот сейчас сидим ждём очередную колонну. Пока делать нечего и есть свободное время, решил написать вам письмо, а то давно не писал. Кормят нормально, одними сухпайками – потому что всё время по делам ездим. Но мы из них супы варим, чтобы желудки не загубить. Писать больше нечего. Передавайте всем привет! Мама, пришли мне носков и кеды.

Ваш сын Женя»

Это письмо, которое оказалось последним, гвардии младший сержант, десантник-разведчик Евгений Хаматов отправить семье не успел. Послание было передано родителям бойца уже после его гибели.

Его, словно реликвию, мать погибшего бойца Нина Ивановна Хаматова бережно хранит и часто перечитывает. По её словам, в этих строках и отражен истинный характер Жени: «Он торопился жить, всё время был в движении. Бегал, играл, помогал кому-то, тренировался, подрабатывал. Женя торопился жить, чтобы за свои 20 лет успеть всё…» – со слезами на глазах рассказывает Нина Ивановна.

Рыжий мальчик из маленького города

Евгений Хаматов родился 9 ноября 1979 года в городе Магнитогорске Челябинской области. Позже по распределению семья Хаматовых переехала в Подпорожье, где Женя стал учеником местной школы № 8. Он рос послушным, весёлым ребенком и никогда не плакал. Среди сверстников он выделялся копной золотых волос.

«Я помню, как Женя однажды пришёл из школы, он тогда учился в первом классе, и рассказал, что его дразнят из-за цвета волос. Сын тогда спросил: «Я всегда таким буду?». Я с улыбкой ответила, что подожди, мол, подрастёшь, и никто тебя дразнить не будет», – рассказывает Нина Ивановна.

У Жени всегда было много друзей, он был душой компании. С воодушевлением играл на сцене, любил пошутить и создать всем хорошее настроение. Входил в сборную команду КВН Подпорожья. Но самым большим и серьёзным увлечением в его жизни был лыжный спорт.

«Женя с детства мечтал стать лыжником. Мы купили ему лыжи, еще когда он ходил в детский сад. Помню такие моменты, что, если мы с мужем не успевали вечером с работы пойти с ним кататься на улицу, он надевал эти лыжи и ходил в них по дому», – вспоминает мама Евгения Хаматова.

Женю хорошо знают и помнят в Подпорожской детско-юношеской спортивной школе, где он занимался. Он был включён в состав сборной Ленинградской области, неоднократно становился призером соревнований разного уровня.

«Евгений показывал очень хорошие результаты, наверное, потому, что по-настоящему любил лыжи. И мне верилось, что это занятие будет для него смыслом жизни. Если бы не трагедия, он стал бы очень хорошим профессиональным тренером», – делится своими мыслями Алексей Васильевич Королев, тренер Евгения Хаматова.

После школы Женя поступил в подпорожский лицей «Возрождение» (ныне политехнический техникум). Педагог Елена Германовна Клюенкова вспоминает: «Его часто не было на уроках, но мы знали причины отсутствия – это лыжные соревнования. Причем соревнования высокого уровня. Ребята всегда его ждали с победой. Очень хорошо помню один момент: я вела урок, в класс заходит Женька, и сокурсники в один голос у него спрашивают: «Ну как?». А он громко им отвечает: «Наша взяла!». Класс встал, и все стали ему аплодировать».

Одна из последних фотографий Евгения Хаматова перед армией

Армия

2 июля 1999 года Евгений Хаматов был призван в ряды Вооружённых Сил России. Поначалу Женя обучался в поселке Осиновая Роща Ленинградской области в учебном подразделении по программе подготовки санитарных инструкторов, а позже его направили служить в знаменитую Псковскую дивизию ВДВ.

«Мы думали, что сына заберут в армию осенью, но летом объявили спецнабор. В тот призыв Женю забрали одного из Подпорожья. Он был очень рад, что стал десантником, да ещё и разведчиком. Его командир рассказывал, что Женя всё время спрашивал о прыжках с парашютом. Ему не терпелось это сделать, хотя служил на то время он всего ничего…» – вспоминает Нина Ивановна Хаматова.

В Чечню Евгений попал в феврале 2000 года уже в составе 6-й роты. «Женя не должен был попасть в Чечню, он тогда не прослужил и восьми месяцев, но его уговорил командир Дмитрий Кожемякин. Он тоже был очень молодым – всего лишь на два года старше моего сына. В «горячей точке» служба шла день – как за два. Ребята просто хотели пораньше вернуться домой. А ведь я просила, уговаривала Женю перед армией, что, если будут предлагать поехать в Чечню, ни в коем случае не соглашайся…» – со слезами на глазах говорит мать Евгения Хаматова.

Сон матери

За две недели до гибели сына Нине Ивановне приснился странный сон. «Я прихожу в магазин и прошу белого хлеба, а продавец мне в ответ: «Да возьми лучше мяса, курицу и фарш». Я ей возражаю, мол, мне надо хлеба белого! Но продавец всё равно подаёт мне мясо… Сквозь сон тогда подумала, что ведь мясо снится к плохому. И только потом, после гибели ребят в Чечне, я поняла, что просила жизни для них… Просила хлеба – это символ жизни, а мне дали мясо… Это к потерям, к плохому такое снится…» – плача рассказывает Нина Ивановна.

«Наших детей там предали…»

В феврале 2000 года федеральные войска блокировали в Аргунском ущелье основные силы боевиков: несколько батальонов общей численностью более трёх тысяч человек. После этого они приступили к освобождению находящихся в нём населенных пунктов. Об этом рассказывали по всем центральным телеканалам страны.

В последний день месяца, 29 февраля, командующий группировкой на Северном Кавказе Геннадий Трошев приехал вместе с журналистами в последний отбитый у боевиков населённый пункт республики –  Шатой. Не обошлось без громких слов: «Сегодня мы поставили точку над уничтожением бандформирований. Это, правда, не означает, что все они до конца разбиты, но уже как крупных бандитских формирований с сегодняшнего дня не существует…».

Тогда же министр обороны доложил о завершении третьего этапа контртеррористической операции. Однако именно этот «победный» день стал роковым для солдат из 6-й роты 104-го полка ВДВ.

«Я помню эти кадры, показанные по телевидению. Он (Геннадий Трошев, – прим. автора) сказал, что поставлена точка, и тут же гибнут наши дети. Как такое можно было допустить? Как работала разведка? Боевиков ведь было не 10 или
20 человек, а тысячи… Наших детей там предали… Рядом стояло много частей, но им не давали помочь 6-й роте. И до сих пор ведь никто не наказан», – с горечью, дрожащим голосом говорит мама Евгения Хаматова.

Умирал, но не сдавался

29 февраля 2000 года Евгений Хаматов вместе со своим подразделением занял оборону в районе отметки 776 по одному из склонов Аргунского ущелья. Около пяти часов утра боевые порядки роты подверглись массированной атаке боевиков, которые стремились прорвать оборону и создать коридор для выхода полевых командиров Басаева и Хаттаба. Разведывательный взвод принял неравный бой с многократно превосходящими их по численности силами бандитов. Первая атака была отбита, в результате Евгений получил осколочное ранение, но продолжал оставаться в боевых порядках.

Перегруппировав силы, утром 1 марта боевики вновь пошли на прорыв. В результате тяжёлого кровопролитного боя Евгений был ранен ещё раз. Когда кончились боеприпасы, он, собрав все силы, бросил последнюю гранату в приближавшихся бандитов…

Указом Президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные в боях с террористами на территории Северного Кавказа, Евгений Хаматов посмертно награждён орденом Мужества.

Память бережно храним

«Я очень долго, более трех лет, не верила, что Женя погиб. Верила в то, что Женька наш вернётся. Но годы идут, Женя не возвращается и уже никогда не вернется… – на этом моменте Нина Ивановна, которая старалась держаться всю нашу беседу, зарыдала. – Не хватает его очень нам, его улыбки, смеха, его присутствия…»

Друзья, знакомые, педагоги Евгения Хаматова бережно хранят память о нём. В техникуме, где учился Женя, часто проходят тематические линейки, на которые всегда приглашают родителей погибшего десантника – Нину Ивановну и Николая Михайловича Хаматовых. На этих мероприятиях лучшим студентам техникума вручаются именные грамоты Евгения Хаматова. С 2001 года этой особенной грамотой были награждены 67 студентов учебного заведения. В кабинете естествознания там оформлена выставка, на которой представлены фотографии Евгения разных лет и личные вещи погибшего бойца.

5 марта текущего года в подпорожском сквере Памяти прошла торжественная церемония открытия бюста Евгению Хаматову. Теперь у его подножия всегда лежат живые цветы, как знак того, что смелый, добрый и весёлый рыжий парень навсегда останется в наших сердцах. 

Татьяна ДОГАДИНА
Фото из архива семьи Хаматовых