Беглецы могли погибнуть от пули

2020-09-24 11:58:20

Лодейное Поле прославилось многими историческими событиями и деятелями. Одна из тёмных, но известных во многих странах страниц – Свирлаг, в котором отбывали срок десятки тысяч заключенных разных национальностей и социальных групп. Документов по свирским лагерям в открытом доступе немного, поэтому для краеведения имеет ценность каждое воспоминание очевидца.

На месте бывшего лагеря Свирлага

Старожилы рассказывают, что во времена Свирлага заключённых из разных республик Советского Союза этапами вели пешком от железнодорожных станций или пассажирской пристани к местам работы и баракам. Шли они колоннами по двести человек. Наши земляки запомнили людей в халатах и тюбетейках из Средней Азии, колоритных представителей северных народов. Охранники с наганами сопровождали их на конях и порой за попытку побега расстреливали на месте.

В некоторых семьях потом хранились вырезанные из дерева мастеровитыми заключёнными фигурки коней и медведей, которых они меняли у местных жителей на чай… А певцы и артисты устраивали для них уникальные концерты столичного уровня…

В годы существования Свирлага десятки заключенных совершали побеги. Были в числе беглецов и уголовники, которые нередко нападали на местных жителей. Они могли убить свою жертву, отобрав у неё хлеб, а потом скрывались в лесу или на болоте. Быть может, и потому на Гладком болоте, что простирается на многие километры вдоль дороги, есть народное название Чёртов поворот, ведь зеки, как черти, выскакивали из своего укрытия, чтобы добыть у путника еду. Однажды на женщину, мать одного из местных старожилов, бросился хромой беглец и кинул в неё костылём, к счастью, не попав. А в другой раз измождённый заключённый вышел из укрытия к большому возу как раз в тот момент, когда рядом показались преследовавшие его на конях охранники. Возничий велел беглецу укрыться за большим колесом, а когда преследователи спросили у него, не видел ли где на дороге чужих, местный житель не выдал сбежавшего. Когда они остались одни, он отдал зеку свой хлеб и посоветовал вернуться в лагерь, чтобы не погибнуть от пули. Но тот не послушался и скрылся в болоте, наверное, уже навсегда…

Редакция газеты будет признательна читателям, если они поделятся воспоминаниями своих родных о лагерной жизни в Присвирье, какие-то из этих свидетельств войдут в новую книгу о Свирлаге.

Пётр СВИРИН