Крупнейший оператор Global Ports к продаже готов. Непонятно, кто придет в Усть-Лугу

2020-09-21 13:49:41

Росморпорт выставляет на торги 32 гектара под единственным активом Global Ports в Усть-Луге. Тем временем оператор убирает грузы из Кронштадта. Рынок ждет покупателя на терминал за 35-40 млрд.

О планах Минтранса выставить на продажу 32 гектара намывной территории, где работает ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал" (УЛКТ), стало известно 16 сентября. Участок сейчас находится в собственности подведомственного министерству ФГУП "Росморпорт", УЛКТ арендует его для морской перевалки грузов. Управляет терминалом крупнейший в России оператор морских контейнерных терминалов Global Ports. Это единственный его объект в портах Ленинградской области. Участок выставят на продажу за 611 млн рублей, после чего ставки качнутся вверх.

Сам по себе аукцион сюрпризов не сулит - УЛКТ имеет очевидное преимущественное право на покупку этих 32 гектаров как добросовестный арендатор. Участники рынка видят интригу в событиях, которые, по их мнению, произойдут после того, как УЛКТ станет полноценным собственником всего с ним связанного - земли и производственных мощностей. Актив будет самодостаточным, что повышает ликвидность и позволяет наконец-то продать его.

"На терминал УЛКТ уже неоднократно приезжали покупатели, они приценивались, вели переговоры, но ни разу не договорились ни о чем конкретном. По моим сведениям, проблемой становилась цена - потенциальные покупатели и продавцы видят ее не совсем одинаково из-за геологических особенностей данной территории. Под искусственной поверхностью не совсем стабильные грунты, из-за чего вложения в терминал оказались большими, чем были бы без этого нюанса. Но покупатели учитывать бывшие затраты на производственные моменты не готовы…", - рассказал 47news участник рынка, попросивший не рекламировать его имя.

Участники рынка не готовы оценить реальную стоимость всего УЛКТ после того, как земельный участок окажется в его собственности. Директор по оценке, эксперт Becar Asset Management Виктория Константинова уверена: такой объект на рынке может стоить сегодня 35-40 млрд рублей.

Global Ports (на 30,75% принадлежит группе "Дело" Сергея Шишкарева) давно уже делает ставку на Петербург: из 774 тысяч контейнеров, перегруженных холдингом в первом полугодии 2020 года во всех российских портах, 535 тысяч приходятся на терминалы в Большом порту Санкт-Петербург и лишь 27 тысяч на терминал в Усть-Луге. Это немного ниже, чем год назад, когда УЛКТ перевалил 29 тысяч контейнеров. Петербургская продуктивность холдинга возросла на 26%, усть-лужская снизилась на 8%. Такую статистику компания публикует на собственном сайте. Но цифры сухи, когда их не с чем сравнивать.

В нашем случае важно понимать весомость 27 тысяч контейнеров, перегруженных в УЛКТ на суда, относительно контейнерооборота всей Усть-Луги и относительно собственных возможностей терминала. Тут становится интересно.

В прошлом декабре УЛКТ сообщил: начинаем переваливать уголь, чтобы использовать возможности терминала в полной мере - но всё в порядке, на возможность обработки контейнеров это не повлияет. Готовы принять до 1 млн тонн угля в год.

Слово стало делом в необычной конфигурации. В 2019 году терминал действительно перевалил 0,9 млн тонн угля из возможного миллиона, зато продуктивность контейнерных мощностей оказалась почти вовсе не востребованной. 27 тысяч штук за минувшие полгода составляют около 6,5% возможностей.

Ситуация кажется еще более бесперспективной, чем на первый взгляд, если примерить её к контейнерообороту всего усть-лужского порта за первое полугодие, который составляет те же 27 тысяч контейнеров. Не переваливает никто, кроме УЛКТ, контейнеры в морском порту Усть-Луга, потому что на рынке спад, а контейнерная логистика выбирает Петербург.

Мы видим активно растущую в 2020 году динамику морской перевалки контейнеров на всех терминалах группы "Дело" и, соответственно, Global Ports. Это происходит в петербургском морском порту, где под управлением Global Ports работают "Первый контейнерный терминал" и "Петролеспорт", в Новороссийском порту, где "Делу" принадлежит контейнерный терминал, и на Дальнем Востоке, где у группы работает "Восточная стивидорная компания". При этом остальные контейнерные терминалы в тех же портах теряют объемы или растут медленнее, чем терминалы группы. Провисает только УЛКТ, но по объективным причинам - контейнеры логистически удобнее возить в Петербург, а не в Усть-Лугу. Это не очень важно, когда контейнерный рынок активно развивается, но такого уже несколько лет не происходит. Последние события я бы сформулировал по-журналистски: группа "Дело" взялась за дело…", - говорит директор по направлению "Логистика и аналитика" ООО "Морстройтехнология" Александр Головизнин.

Похоже, контейнерный бизнес в Усть-Луге холдингу Global Ports придется прекратить, но и с углем перспектива так себе. Во-первых, российский экспорт этого вида топлива уверенно падает, потому что цивилизованный мир видит его больше экологически вредным, чем экономически выгодным. Во-вторых, свободных мест тут давно уже нет - в 2019 году вся Усть-Луга отправила на экспорт 33,7 млн тонн угля, 0,9 млн из которых, напомним, отправил УЛКТ. 33,7 млн тонн - 13% всего годового российского угольного экспорта, и за них в условиях спада будут держаться намертво. Так что нет ему смысла превращать контейнерные мощности в угольные.

Но сохранять контейнерные тоже смысла нет, что подтверждается ещё двумя обстоятельствами.

В ТОП-5 лидеров российского морского контейнерного рынка первого полугодия 2020 года 2-ю и 5-ю строчки занимают расположенные в Большом порту Санкт-Петербург терминалы, управляемые Global Ports. Это акционерные общества "Первый контейнерный терминал" и "Петролеспорт". На первом месте, кстати, тоже петербуржец - ЗАО "КТСП", входящее в бизнес-конструкцию UCL Holding Владимира Лисина. Но то конкурент.

16 сентября глава группы "Дело" Сергей Шишкарев заявил о перепрофилировании еще одного контейнерного терминала холдинга в петербургском порту - ООО "Моби Дик". Скоро там будет пассажирский порт. "Моби Дик" расположен в Кронштадте, куда не ездят поезда. Возить контейнеры в морских объемах автомобилями - логистика на грани фантастики.

Добавим, что "Первый контейнерный терминал" и "Петролеспорт" работают сейчас где-то на 50% от проектной мощности.

Вывод прост: Global Ports имеет отличный стабильный и перспективный контейнерный оборот в петербургском порту и не имеет шансов на то же в Усть-Луге, где контейнерная жизнь едва теплится, а угольная лишена перспектив. Вот почему слухи о предпродажной подготовке "Усть-Лужского контейнерного терминала" кажутся похожими на правдоподобные. А в пресс-службе холдинга предложения о любых комментариях отвергают категорически.

Бизнес-конструкция Global Ports в нашем регионе выглядит так: 

11.jpg

Обратим внимание, что Global Ports управляет всеми обозначенными на схеме компаниями, но не является собственником ни одной из них. Исключение составляет ООО "Логистический парк "Янино", которым Global Ports владеет на 75%. Это следует из информации, размещённой на сайте холдинга, - по данным СПАРК-Интерфакс, "Логистический парк "Янино" полностью принадлежит финской компании KD Holdihg Oy.

Лев Годованник для 47news

Про Global Ports
Компания Global Ports Investments зарегистрирована на Кипре. Это ведущий оператор российских морских терминалов. Группа управляет портовыми комплексами, является лидером по контейнерным мощностям и грузообороту в России. Global Ports входит в состав транспортно-логистического холдинга Группа компаний "Дело" (головная компания ООО "УК "Дело", 70% которой принадлежат Сергею Шишкареву, а 30% - Госкорпорации "Росатом"). По данным деловых СМИ, "Делу" принадлежат 30,75% долей Global Ports. В 2013 году "Эксперт Online" писал, что 18% Global Ports приобрели Виталий Южилин и Андрей Кобзарь

Про УЛКТ
ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал", по данным СПАРК-Интерфакс, на 64,12% принадлежит кипрской Belvo Estаblishment Ltd, на 17,94% - немецкой Eurogate International GmbH. Оставшиеся 17,94% УЛКТ принадлежат петербургскому ООО "ЦДФ" бизнесмена Олега Зайцева.