НАСУЩНОЕ

2020-09-18 11:22:03

Время ломать печку

В еще одном из домов поселка Сосново Приозерского района появился газ. «Ленинградская панорама» побывала на Съездовской улице, в гостях у Марины Андреевны Тятовой, буквально на следующий день после подключения голубого топлива.

По программе газификации голубое топливо подводят к домам,
находящимся в пределах населённых пунктов

– Проходите! — встречает нас у калитки Марина Андреевна. — Коммуникации по участку проложили еще в мае, накануне Дня Победы. Видите, траншея травой заросла уже. Мы рабочих и не ждали так рано. А они говорят: «Ветеранам, блокадникам — в первую очередь». На днях газовую плиту привезли, подключили. Теперь очередь за котлом. Вы даже не представляете, какой это праздник — газ в доме!

В этом доме она уже 35 лет, с 1985 года. Купил его отец ­Марины Андреевны — Андрей Тимофеевич Федоров. Вообще, в этих краях, близ Мичуринского озера, семья ленинградцев снимала дачу с 60-х годов — вывозили детей на лето за город. А когда узнали, что продается домик в Сосново, Андрей Тимофеевич получил разрешение его приобрести. Хотя тогда купить дачу было ой как непросто.

Более 54 тысяч квартир и домовладений области смогут перейти на природный газ до 2025 года

Стоимость газификации частного дома складывается из стоимости разработки проекта и непосредственных строительно-монтажных работ. На цену влияет расстояние от дома до газопровода, предполагаемый расход газа, количество точек подключения и другие факторы.

Анна Георгиевна, дочь Марины Андреевны, рассказывает, что газопровод по их улице проложили несколько лет назад. А они все тянули с газификацией. Во-первых, нужно было параллельно делать ремонт в доме, во-вторых, потратиться на оборудование для газового отопления. Казалось, что дело это само по себе недешевое, потому откладывали. В итоге за газификацию заплатили всего около 35 тысяч рублей — 25 тысяч за технологическое подключение и 10 тысяч составил авансовый платеж за работы в границах земельного участка. Надо сказать, что Тятовым повезло: сети проходят прямо у их забора — оплатили только врезку в газопровод. Главным же моментом экономии стала субсидия, покрывшая основные расходы.

Кому положена субсидия

Марина Тятова как блокадница имеет право на возмещение расходов по газификации частных домовладений в сумме 300 тысяч рублей. Вообще, субсидия предоставляется жителям Ленинградской области, которые проживают (зарегистрированы) здесь более одного года. Размер выплаты варьируется.

Ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также приравненным к ним лицам предоставляется 300 тысяч рублей. Многодетным родителям (усыновителям), а также воспитывающим детей-инвалидов, пенсионерам, инвалидам I и II групп, инвалидам III группы, имеющим среднедушевой доход ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Ленобласти, Героям Советского Союза и Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, чернобыльцам — 165 тысяч рублей. Прочим жителям области компенсируется 145 тысяч рублей.

Марина Андреевна хотя после выхода на пенсию и перебралась на жительство в Сосново, на чистый воздух, прописана в Санкт-Петербурге. В Сосново же зарегистрирована ее дочь.

«Постановление правительства Ленинградской области от 30 августа 2013 г. № 282 предусматривает такие ситуации. Марина Андреевна Тятова, будучи собственником домовладения, получила субсидию из областного бюджета на газификацию дома, в котором зарегистрированы члены ее семьи», — разъяснили в АО «Газпром газораспределение Ленинградская область».

В силу возраста Марине Тятовой было сложно самой заниматься оформлением документов. С компьютером она не дружит, подать заявку в электронном виде не смогла.

— На самом деле хлопот с бумагами было не так много, — рассказывает Анна Георгиевна, которая по доверенности оформляла газификацию. — Мы и не рассчитывали, что газ дадут так быстро. По опыту соседей знали, что работы могут занимать до года. У нас же — с февраля по август.

Чаепитие на новой кухне

Проходим в дом. Чтобы не тянуть трубу вокруг строения, кухню пришлось перенести в другую комнату. Хозяева даже довольны, что газификация подтолкнула обновить интерьер — теперь в доме появится и полноценная прихожая, и просторная кухня с большим столом в центре.

— Как духовка печет, еще не проверили, — говорит Марина Андреевна, показывая на новенькую плиту. Вопрос не праздный — она по профессии технолог общественного питания, много лет работала завпроизводством, в основном в школьных столовых. Вспоминает, что приходилось кормить до 1200 детей в день.

Сейчас балует вкусненьким домашних. Больше всего любит готовить борщ, замечательно ей удаются пироги с черникой и грибами. Вообще же, по словам Анны Григорьевны, ее мама может из топора суп сварить. Она экспериментатор, любит пробовать.

По чашкам разлит ароматный чай. Марина Андреевна вспоминает детство. Когда началась война, ей было три года. Они жили на Черной речке. Отец сразу ушел на Ленинградский фронт, потом в армию призвали и маму. Марина попала в детский дом. Старшую сестру Галю приютили родственники под Шлиссельбургом, в 13 лет она уже работала на заводе, получала рабочую карточку. В первые месяцы войны детский дом пытались эвакуировать, но под Старой Руссой эшелон разбомбили, дети вернулись в Ленинград. Эвакуировали их только летом 1942 года. Так Марина и Галя оказались на Алтае, в деревне Дресвянка. Домой вернулись осенью 45-го.

— Мы не столько газовой плите радуемся, сколько тому, что не будем больше топить дом дровами, — говорит Анна ­Григорьевна. — Печное отопление — это физически тяжело, а мама человек пожилой. Дрова обходятся дорого. Дом остывает быстро, и нет возможности надолго уехать. А еще — это вечная копоть, сажа… Словом, сплошные минусы.

Есть у них электрический водогрей для бытовых нужд. Но он так крутит счетчик, что только успевай раскошеливаться. После установки котла эти проблемы для большой семьи Тятовых останутся в прошлом.

Анна Сереброва

Фото автора