С.М.Киров: «…так хочется жить и жить»

2021-03-29 11:48:38

«Каждое посещение производства товарищем Кировым вливало новую энергию в рабочих, помогало преодолевать трудности. Когда ему жаловались на трудности… или заявляли о технической невыполнимости задания вообще, Сергей Миронович давал замечательный ответ: „Не знаю, как это технически, но по-коммунистически это может и должно быть сделано“», – читаем в сборнике «Сергей Миронович Киров: Воспоминания ленинградских рабочих» (1939), электронную копию которого можно открыть на портале Президентской библиотеки.

К 135-летию энергичного, любимого тысячами простых людей советского государственного деятеля Президентская библиотека представляет новую коллекцию «С.М.Киров. 1886 – 1934», ознакомиться с которой можно на портале Президентской библиотеки. Впечатляющая по масштабу подборка включает в себя статьи и речи Кирова, воспоминания его соратников, друзей и близких, уникальные документы и фотографии, многочисленные материалы ленинградской и центральной прессы, связанные с его деятельностью и трагической гибелью. Отдельного внимания заслуживает сборник материалов к кинофильму о жизни и смерти С. М. Кирова «Великий гражданин», снятому на киностудии Ленфильм в конце 30-х годов ХХ столетия.

Настоящая фамилия Кирова – Костриков. Он родился 27 марта 1886 года в г. Уржуме Вятской губернии – «в глубоких низинах старого общества, в уездной глуши, в горькой нищете». В 7 лет Сергей остался круглым сиротой. Узнать о его детстве и отрочестве можно из книги «Сергей Миронович Киров (Костриков)» (1936).

В 1904 году юноша вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию, через год стал членом Томского комитета РСДРП, заведовал нелегальной типографией. Сергея несколько раз арестовывали. В том же издании приводится письмо Кирова из тюрьмы: «…Будущее за нами! А вот настоящее. Тёмная, грязная камера. Там вечные сумерки; когда смотришь в неё через дверь, люди кажутся тенями: серые лица, серые костюмы и такие же серые истомлённые взгляды. В этом застенке нет ни столов, ни нар, и потерявшие даже внешний облик человека люди и спят, и едят на грязном асфальтовом полу. <…> Когда попробуешь охватить весь этот ужас, твоё собственное горе кажется каплей в море…»

В 1909 году Сергей переехал во Владикавказ и начал работать в газете «Терек». Именно в это время Костриков становится Кировым. Когда он в очередной раз вышел из тюрьмы, псевдоним придумывали всей редакцией. Остановились на «Кире» – имени величайшего полководца. Под этим именем он и вошёл в историю СССР.

В 1920 году Киров, уже будучи членом Реввоенсовета XI армии, в составе Красной армии оказался в Баку и стал членом Кавказского бюро ЦК РКП(б). Этот период его жизни и деятельности отображён в уникальной книге «Сергей Миронович Киров в борьбе за нефть» (1935), написанной Лаврентием Берией.

В январе 1926 года Сергея Кирова избирают первым секретарем Ленинградского обкома и горкома партии, а также Северо-Западного бюро ЦК ВКП(б). Киров руководил городом на Неве без малого 9 лет. Менее чем за год до своей гибели с трибуны XVII съезда партии он говорил: «Успехи у нас действительно громадны. Чёрт его знает, если по-человечески сказать, так хочется жить и жить. На самом деле, посмотрите, что делается. Это же факт!». И далее: «В Ленинграде остались старыми только славные революционные традиции петербургских рабочих, всё остальное стало новым».

О деятельности Кирова во главе города на Неве известно многое: «Не было буквально ни одной отрасли работы в Ленинграде и в Ленинградской области, где бы не чувствовался зоркий глаз и твёрдая рука Кирова, его вдумчивые и чёткие указания». А вот каким он был в обычной жизни, подробно рассказывает издание «Сергей Миронович Киров: Воспоминания ленинградских рабочих» (1939): «Мироныч знал в лицо и по фамилии сотни путиловцев, а уж про ведущих инженеров и конструкторов и говорить не приходится. <…> Сотни рабочих могли бы рассказать, как Мироныч приходил им на помощь в трудную минуту жизни, отправлял лечиться, улаживал жилищные дела, помогал получить пенсию, устраивал на работу, командировывал в вузы, промакадемию и т. п.». Для Кирова не было «мелких тем» во всём, что касалось нужд человека будь то питьевая вода для цеха, новые галоши или махорка для рабочих. Он катал на служебном автомобиле соседских ребятишек, ездил с ленинградскими колхозниками в Мариинский театр, «сбросив с себя шинель и оставшись в гимнастерке, помогал разгружать машины».

1 декабря 1934 года в шаге от своего кабинета в Смольном первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров был убит. Ему было 48 лет.

Кирова любили и власть, и народ, поэтому прощались с ним не формально, со слезами на глазах. В этом можно убедиться, ознакомившись с некрологами, опубликованными в газетах и журналах за декабрь 1934 года, которые представлены в новой коллекции Президентской библиотеки.

С.М.Киров был одним из самых популярных политиков своего времени: его слушали, о нём говорили и писали. Так, в библиографическом указателе «Сергей Миронович Киров в Ленинградской печати» (1935) упоминается, что его имя на страницах газет за период с 1926 года до трагической гибели повторялось 1094 раза.

Пресс-служба

Президентской библиотеки