«Мусорная реформа»: когда в Красноярском крае появится завод по переработке отходов

2020-12-03 10:00:47

Мусорная реформа предполагает внедрение новых технологий. Однако в Красноярске этого пока не произошло: остался один полигон «Автоспецбазы» и два региональных оператора на правом и левом берегах. Также до решения судебных процессов часть мусора вывозят на полигон «Шинник».

«Мусорная реформа направлена на то, чтобы у мусора был свой хозяин. Сегодня хозяевами являются регоператоры. И, когда случается ситуация, что не вывозят мусор, мы знаем, к кому обратиться. Есть большие недоработки в реализации ФЗ №89 на территории Красноярского края и также по всей стране. Есть и плюсы: сегодня появился хозяин. На правом берегу – это "Экоресурс", на левом – "Рециклинговая компания". Мы знаем, с кого спрашивать», – заявил председатель комитета по природным ресурсам и экологии ЗС Красноярского края Александр Симановский.

Основная проблема все-таки не исчезла: жители ожидали сортировку и переработку мусора. В начале реформы планировали построить 4 мусоросортировочных завода на деньги из федерального бюджета. Тогда появился федеральный регоператор, который, по словам председателя ЗС, до сих пор в стране не действует.

«Появились новые правила, и я думаю, что в ближайшем будущем все-таки к этой проблеме мы придем. Появились предприятия и в Красноярске, и в Дивногорске, которые начинают перерабатывать мусор. Но невозможно все сделать быстро», – добавил Симановский.

Еще одна проблема – земля для строительства полигонов и предприятий. То есть заявки на строительство перерабатывающих и сортирововчных заводов есть, а землю им найти не могут. Поэтому, как считает Симановский, нужно внести изменения в федеральный закон.

«Если посмотреть территориальную схему, на ней есть перспективные объекты. По информации природоохранной прокуратуры, у нас вообще нет нормальных полигонов. “Шинник” остановлен. На “Автоспецбазе” выявили сверхлимитное захоронение – тоже, значит, нужно останавливать. А экотехнопарки у нас не строятся», – отметил эколог, член Общественной палаты и Гражданской ассамблеи края Павел Гудовский.

По словам Симановского, сейчас есть два заявителя на строительство полигонов для захоронения твердокоммунальных и промышленных отходов. Проблема все-таки в земле. Такая ситуация не только в нашем крае, но и по всей России.

Проблемы существуют и с садоводческими организациями. Для них также установят площадки, на это правительство Красноярского края уже выделило средства.

«В прошлом году мы выделили 200 млн на всю территорию Красноярского края для площадок и контейнеров. В связи с пандемией, эти деньги изъяли. Мы их вернули. Но я могу точно сейчас, что мы сейчас едем по районам края и видим, что вдоль дорог нет выброшенного мусора. Люди, которые начинают платить за мусор, они перестают выбрасывать его на улицу. Вопрос в отдаленных поселениях и северных районах. Реформа началась – есть проблемы, и есть плюсы».

Что касается тарифов, когда они устанавливались, и когда регоператоры обращались в министерство тарифной политики, все основывалось на территориальной схеме.

«Первая техсхема никак не соответствовала реальности, поэтому был превышен тариф. Тогда ФАС обратился в прокуратуру, она сказала, что тариф завышен на 43 млн. С 1 октября 2020 г. тариф снизили, чтобы завышение не сказалось на людях», – пояснил Симановский.

До 1 октября тариф составлял 79 руб., сейчас – 75 руб. Понижение кажется незначительным, но, по информации Симановского, если все люди оплатят, регоператоры в сумме получат более 1,5 млрд руб. за год.

Если появится раздельный сбор мусора, тогда оплата должна происходить по-другому, считает Симановский. Дополнительные расходы будут за вывоз мусора.

«Мы рассмотрим вопрос по реализации нашего постановления по мусорной реформе. Мы сейчас очень внимательно к этому вопросу относимся. Законодательным собрание выставило два важных момента: вопрос перед правительством Красноярского края сделать "Автоспецбазу" социально-значимым предприятием, тогда все будут согласовывать с депутатским корпусом, и появится возможность выделения бюджетных денег. Только так мы сможем влиять на реализацию реформу. Как только у нас появляется частник – все возможно».

Ранее общественники плотно взаимодействовали и обсуждали разные варианты по реализации мусорной реформы. После смены власти в министерстве, двери закрылись. Также Гудовский считает, власти нужно больше работать с бизнесом, чтобы появилась перспектива реализации мусорной реформы.

«Теперь приходится только включать такие механизмы, как докричаться, добиться, проводить какие-то определенные акции, вплоть до протестных. Конечно, военных действий никто не хочет, и надо мирно решить этот вопрос. Плохо, что без взаимодействия общественных инициатив и власти, невозможно будет этого решить».

Александр Симановский подчеркнул, что несмотря на проблемы, мусорная реформа имеет и свои плюсы.

«Мы можем сколько угодно критиковать. Реформа начиналась два года назад на территории Красноярского края и всей страны, и есть огромный плюс – люди стали платить за мусор, и стало меньше несанкционированных свалок. То есть люди стали выбрасывать мусор в места, где собирают отходы.

Я думаю, что в течение двух лет у нас появится мусороперерабатывающий завод. Федеральный оператор должен четко сделать точки развития отрасли на территории России. Главное, чтобы правительство Красноярского края активно участвовало в этом, вовремя подавало заявки и отстаивало наши интересы, чтобы у нас появились такие производства», – отметил Симановский.


Ранее стало известно, что весь мусор будут свозить на «Автоспецбазу», а «Шинник» станет бесхозной свалкой. Однако в ноябре 2020 г. Арбитражный суд разрешил один из главных «мусорных вопросов» Красноярска – рекультивацию правобережного мусорного полигона «Шинник».