У каждого населённого пункта должно быть своё лицо, благодаря которому он становится узнаваемым. В краевом центре к числу объектов, создающих неповторимый облик Красноярска, можно отнести и Столбы, и «Роев ручей», и главные городские часы, и Татышев-парк, и даже небольшие статуэтки сусликов, которые появились у нас в этом году. Но одних достопримечательностей недостаточно. Необходимо, чтобы всё пространство краевого центра было гармоничным, уникальным и красивым. И именно для этого был разработан дизайн-код нашего города.

Как фасады зданий, а также облик павильонов и других объектов должны вписываться в городскую среду? Почему нельзя оформлять вывески и входные группы так, как каждому хочется? По какому принципу подбираются цвета для покраски строений? Об этих и других тонкостях дизайн-кода Красноярка мы поговорили с начальником отдела архитектурной среды Еленой Коробейниковой.

 

ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ


— Давайте для начала разберёмся, что же это такое — дизайн-код?

 — Это совокупность правил, требований и рекомендаций о том, как формируется визуальный облик городской среды. У Красноярска уже есть свой дизайн-код, он размещён на сайте администрации. Там собраны все документы, нормативно-правовые акты, методические рекомендации, вплоть до создания дождевых садов, которые нужно обустраивать там, где, например, застаивается вода после залповых ливней.

— И весь этот набор документов действительно нам необходим?

 — Дизайн-код призван создать правила, по которым играет город, чтобы подчёркивать и усиливать его привлекательность, а не забивать пространство визуальным шумом. Например, чтобы не было режущих глаз вывесок, несогласованных рекламных конструкций.

Многие города начиная с девяностых годов прошлого века были перенасыщены неудачными решениями, когда каждый делал что хотел. Поэтому власти совместно с архитекторами и дизайнерами стали задумываться, каким образом навести порядок. Упорядочить пространство, но в то же время подчеркнуть индивидуальность каждой территории. И надо признать, у нас достаточно достойных примеров.

Например, глядя на фотографии некоторых городов, можно безошибочно сказать: это Казань, это Екатеринбург, это Красноярск. Однако и на их территории есть пространства, которые благоустроены как в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Применение дизайн-кода позволяет избегать этого.

— Если уж мы начали говорить об особенностях городов, то что примечательного в нашем Красноярске?

 — Красноярск природа одарила великолепными ландшафтами — это уникальный рельеф, реки, тайга. Похвастаться таким не могут многие города.

Можно напомнить и то, что прямо в центре нашего миллионного Красноярска расположен остров Татышев, который занимает площадь порядка 600 гектаров. Такой крупный остров на реке в черте города есть только в Санкт-Петербурге — это Васильевский остров. Но он застроен, а наш Татышев по размерам занимает второе место в России и является лесопарком.

 

ЦВЕТ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ


— Почему в последнее время при оформлении Красноярска используются приглушённые цвета? Разве нельзя добавить каких-то ярких красок? Ведь у нас такая длинная и тёмная зима…

 — Здесь дело не в том, что кто-то не хочет брать яркие оттенки для фасадов домов, а в том, какие цвета работают с архитектурой самого объекта. То есть неправильно подобранная палитра может сделать постройку непривлекательной, а грамотный выбор, наоборот, подчеркнёт её достоинства.

Один и тот же оттенок цвета будет по-разному смотреться на разных сторонах улицы в зависимости от освещённости. Плюс есть утреннее солнце, есть дневное и вечернее, и всё это необходимо учитывать. А ещё можно взять простой цвет, который будет выглядеть плоско, а можно сложный, который хорошо рефлексирует, создаёт объём, с ним интересно работать.

Кроме того, в городе довольно много объектов, которые и не должны быть яркими, заметными. Например, опоры уличного освещения. Если вы присмотритесь, то увидите, как много их расположено на некоторых участках улиц, особенно на перекрёстках. Но из-за нейтрального цвета они не бросаются в глаза, не создают визуального шума и не раздражают. И это правильно.

— На ваш взгляд, много ли у нас в городе достойных зданий, которые стоит беречь, реставрировать и подчёркивать с помощью тех же сложных цветов?

 — Я считаю, что у нас достаточно локаций с интересной архитектурой. Их много на проспекте Мира, но это и так всем очевидно. Есть три дома на Свободном: номер 40, 44 и 69, расположенные как ворота улицы в неоклассическом стиле. Много таких зданий на Красноярском Рабочем и Вавилова.

Плюс посмотрите, сколько у нас мозаик, граффити, панно, размещённых на фасадах зданий! Мы проходим мимо этого, просто не замечая такую красоту.

— Но всё это по большей части наследие прошлого, в том числе советского периода.

 — Сегодня у нас есть и современные достойные решения, например для многоквартирных жилых домов. Также очень интересным с точки зрения архитектуры объектом станет новая школа на улице Елены Стасовой. Ну и, конечно, же, должны украсить город те проекты, которые мы готовим к 400-летию города. В их числе «Суриков-центр».

— Дизайн-код разрабатывается не только для крупных объектов, но и, например, для павильонов, которые относятся к временным сооружениям. А это бизнес, который вряд ли готов тратить большие средства на внешний облик.

 — Тем не менее есть правила, которые необходимо соблюдать. Плюс нужно отметить, что наши методические рекомендации для временных сооружений разрабатывались с участием этого самого бизнеса. То есть сами предприниматели помогали департаменту градостроительства сформировать эти требования.

Мы уже несколько лет пользуемся этими нормами. И в целом основное в этих рекомендациях — чтобы всё было целым, аккуратным, не кричащим. Потому что временные сооружения — это объекты, облик которых не должен противоречить окружающей среде.

Конечно, если кто-то захочет сделать идеальный пряничный домик, он может предложить такой проект и потратить на это средства. Но предпринимателю всё равно придётся искать вариант, который соответствует городской среде. Главное — не переборщить.

ПРАЗДНИК НЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

— Входит ли освещение ночного города в дизайн-код?

 — Да, у нас есть и архитектурно-художественная подсветка фасадов зданий, и праздничная иллюминация. По этой теме мы плотно работаем с департаментом городского хозяйства. Они являются заказчиками проектов, мы согласовываем эскизные решения.

— А как создаётся эта праздничная иллюминация?

 — Для неё, а также для архитектурно-художественного освещения существуют разные режимы работы. Повседневный — более сдержанный. В выходные дни, когда люди гуляют по улицам, больше взаимодействуют с городской средой — подсветка более активна. А есть праздничный режим, когда, например, нужно создать соответствующее настроение, произвести впечатление на жителей и гостей.

Конечно, праздничный режим самый красивый. Но я считаю, что включать его каждый день не стоит. Если такая иллюминация и архитектурно-художественное освещение будут работать всё время, то эффект праздника нивелируется, то есть мы перестанем это воспринимать как атрибут торжества.

— Появятся ли в этом году какие-то новые элементы новогоднего освещения?

 — Мы надеемся, что появятся. Наше управление принимало активное участие и в выборе новых световых фигур, и в расширении перечня локаций, которые оформляются в городе. Что-то добавили, что-то переместили на другие мечта, чтобы создать ощущение новизны. Думаю, идеи, которые реализуют в эти праздники на улицах Красноярска, порадуют жителей.

ВАЖНО

Познакомиться с дизайн-кодом нашего города можно на официальном сайте администрации Красноярска (admkrsk.ru). Путь: Главная / Администрация / Структура администрации / Управление архитектуры / Формирование архитектурно-художественного облика города (Дизайн-код города Красноярска).