Через четыре года Красноярску — 400 лет. Юбилей для Сибири — серьёзный. Жители пока гадают, что их ожидает в праздничные дни. Но наверняка им будет интересно узнать, как отмечали круглые даты в прошлом. Например, 300-летие города в непростом 1928 году.
«Хлеб с водой — продовольствие»
Этому событию была посвящена встреча, прошедшая в рамках «Гуманитарного лектория» в краевой универсальной научной библиотеке. Александр Дементьев, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории КГПУ имени В. П. Астафьева, говорит, что тема слабо изучена: удалось найти только несколько газетных статей, написанных именно по поводу 300-летнего юбилея города. Однако сохранившиеся документы всё же позволяют погрузиться в атмосферу тех лет.
Для начала попробуем понять, какой была обстановка в Красноярске во второй половине 1920-х. Прежде всего поговорим о положительных моментах. В эти годы жители учились по-настоящему отдыхать. Каждый вечер в городском саду играл местный симфонический оркестр, а осенью для всех любителей музыки устраивалась специальная олимпиада. Почитатели футбола ходили на стадионы, команды сражались за переходящий городской приз под названием «Футбольный самовар». Многие проводили досуг на Столбах (уже тогда стали популярными братья Абалаковы).
В 1927-м в нашем городе была установлена мощная радиостанция, которая могла обслуживать до 50 репродукторов. На следующий год пустили четыре первых автобуса, за проезд по маршруту «Ж/д вокзал — площадь Просвещения» пассажиры платили 15 копеек. Словом, наш город в те годы как бы учился ходить. А красноярцы привыкли произносить слова «первый», «первая», «впервые».
Однако в целом жилось непросто. Об этом говорят, например, цифры сохранившихся бюллетеней окрстатотдела. В них сообщалось, что в 1928 году рабочий типографии получал 54 рубля 95 копеек, на механическом заводе заработки составляли в среднем 65 рублей 37 копеек. Выше всех оплачивался труд рабочих золотых приисков. В среднем они получали в месяц от 80 до 100 рублей. Самые низкие зарплаты были у сотрудников спиртоводочного завода — 40 рублей в месяц. Стоимость же основных продуктов питания была следующей: десяток яиц — 30 копеек, килограмм гречневой крупы — 19 копеек, сахар-рафинад продавался по 77 копеек за один килограмм. Килограмм говядины стоил на базаре 59 копеек, килограмм свинины — 63 копейки, килограмм ржаной муки крестьяне продавали на базаре за 12 копеек, пачка спичек стоила 14 копеек. Тарелка фаянсовая — 33 копейки, топор стоил два рубля 36 копеек, один литр керосина — 16 копеек, сапоги мужские в частных магазинах можно было купить за 18 рублей, женские ботинки — за 10 рублей. Метр ситца стоил 35 копеек. Пачку папирос покупали за 14 копеек, а 50 граммов махорки — за 5–6 копеек. Ведро картофеля стоило 18 копеек. Хорошую дойную корову на базаре продавали за 65–70 рублей, а лошадь — за 75–80 рублей. На многие товары были введены нормы, карточки.
Цены, на первый взгляд, приемлемые. Но вот, к примеру, письмо (архивный документ) красноярца Иосифа Мацкевича, который жаловался журналистам газеты «Красноярский рабочий»: «...Как можно мне, получающему 52 рубля в месяц и имеющему шесть человек семьи, платить заём, ходить в столовую, вступать в добровольные организации? У меня не взята норма мануфактуры, а семейство раздето, два месяца я не могу купить норму мяса, трудно покупать дрова. Хлеб с водой — моё продовольствие...»
Дубенский против коммуны
Тогдашний председатель горсовета Павел Персиков знал о многих недостатках в городе. Он видел на улицах нищих, ежедневно встречался с безработными, с людьми, которым была срочно нужна крыша над головой. Настаивал на том, что Красноярску срочно требуется новая больница. И в это же время вёл дискуссии с депутатами о том, нужны ли городу театр, цирк. Ведь многие народные избранники открыто заявляли в печати, что лучше построить лишнюю баню, чем цирк. Другие писали: «Что делать с театром? Драма приносит городу убыток в 42 тысячи рублей». Терпеливо, настойчиво председатель горсовета объяснял, что и цирк, и театр людям обязательно необходимы и, конечно, нельзя переделывать здание театра в бани.
Вот в такой сложной обстановке власти решили устроить в сентябре 1928 года юбилей, посвящённый 300-летию основания города Красноярска. На это было выделено 3 000 рублей. Сценарий торжества написал директор краеведческого музея Александр Соболев.
Праздник решили проводить на Стрелке. Организаторы наметили большую демонстрацию, на «которой среди построенных тесными массами членов профсоюзов, войск и учащихся проходили бы процессии с лозунгами, изображавшими моменты прошлого: 1) туземцы и русские завоеватели ХVII века; 2) люди XVIlI века — чиновничество и горожане; 3) представители ссылки — декабристы, уголовники, политики; 4) группы рабочих, подростков, фабзаучей — представителей ХХ века».
К этому юбилею решено было выпустить однодневную газету, посвященную истории Красноярска. Кроме того, горсовет поддержал предложение об издании трёх томов, рассказывающих об истории города. Это научное исследование поручалось создать известному московскому учёному Сергею Бахрушину, который считался специалистом по истории Сибири.
Кроме того, горсовет объявил конкурс на лучшую картину по истории Красноярска. Фарфоро-фаянсовый завод обязался выпустить к этому событию красочную юбилейную чашку. Ещё устроители торжеств планировали переулок Парижской Коммуны переименовать в переулок Дубенского, а площадь Просвещения — в площадь 300-летия Красноярска.
Демонстрация туземцев и декабристов
— Осуществить задуманные планы удалось не полностью, — рассказывает Александр Дементьев. — Во-первых, перевыборы Советов были перенесены с января 1928 года на сентябрь — ноябрь. В связи с этим праздник решили проводить 2–3 декабря 1928 года. Смысловым ядром торжеств было интенсивное развитие города, ставшее возможным после 1917 года. При этом дореволюционное прошлое города особо не очернялось. Местная интеллигенция, принимавшая активное участие в мероприятиях, широко растиражировала во многом привлекательные образы «красноярской старины».
В организации праздника были задействованы местное отделение Географического общества и Общество врачей. К участию в торжествах привлекались музейщики и краеведы. Важно учитывать, что в Красноярске ещё до революции сложились устойчивые краеведческие традиции. В 1889 году был основан музей Приенисейского края. К началу 1920-х годов в его запасниках хранилось 1 932 предмета, связанных с историей города. Существовавший отдел «Старый Красноярск», которым с 1920 года руководил сын священника, историк, филолог и педагог Всеволод Смирнов, продолжал пополняться за счет дарителей. Среди них была и дочь выдающегося русского художника, уроженца Красноярска Василия Сурикова — Ольга Кончаловская. Отдел был представлен планами города и усадеб разных лет, реконструкциями старинных построек, предметами раритетной мебели, посуды, утвари. В музее хранились коллекции костюмов, среди которых имелись артефакты XVIII века, предметы туалета, музыкальные инструменты и прочие редкости. Была коллекция портретов городских голов и чиновников дореформенного суда. Вообще, в конце 1920-х годов музейные работники Сибири активно занимались городским краеведением. Не составляли исключения и красноярцы. Ценностные установки специалистов этой отрасли, сложившиеся до революции, осудили в 1930 году на Первом Всероссийском музейном съезде как «буржуазные». Однако в год юбилея Красноярска краеведческие изыскания в духе дореволюционных устремлений ещё были возможны и востребованы как местными властями, так и жителями города. По информации Александра Дементьева, устроители красноярских торжеств приняли решение сделать праздник всенародным. В конце ноября 1928 года краеведческий музей Приенисейского края анонсировал юбилейную выставку. Согласно газетному сообщению, она включала два зала, посвященных истории города в XVII–XVIII веках и «мещанскую комнату» конца XVIII — начала XIX века. Газета «Красноярский рабочий» приглашала жителей города посмотреть на редкие экспонаты: полотенце из коллекции Марии Красноженовой, которому насчитывалось 137 лет, столетний диван и кресло есаула Спиридонова, «с которого Суриков рисовал Суворова», любопытный старинный шкаф со слюдяными стёклами. Показательно, что о военно-революционной части экспозиции музейщики ничего не сообщали, сделав акцент на «красноярской старине».
Что касается праздника, он выглядел вполне советским. В клубах читали лекции по истории города. Акцентировалась тема революционного движения в Красноярске. 1 декабря в 10 часов во всех школах города прошли юбилейные утренники, занятия в этот день отменили. На площади Просвещения, которая переименовывалась в площадь 300-летия, была устроена демонстрация. В ней приняли участие представители профсоюзов, военные и учащиеся. Демонстранты несли плакаты с изображениями исторических сюжетов, посвящённых Красноярску, — туземцев, казаков и декабристов.
В 19 часов того же дня состоялось традиционное торжественное заседание горсовета. В ходе которого прозвучали доклады о 300-летней истории Красноярска, а также о революционном движении в городе. Заседание завершилось инсценировкой на историческую тему, образно представлявшей основание Красноярска, бунт служилых людей острога против воеводы (1698 год), эпизоды революционной истории. Вечером горожане могли посмотреть народные концерты на улицах, украшенных иллюминацией.
2 декабря в 11 часов состоялось торжественное открытие мемориальных досок в Дубенском переулке (прежде переулок Парижской Коммуны), которому вернули историческое название в честь основателя города Андрея Дубенского, и на площади 300-летия Красноярска.
В 12 часов открылась выставка по истории города в музее Приенисейского края. Вечером 3 декабря началось праздничное заседание местного отделения Географического общества. Акцентировался героизм покорителей Сибири, боровшихся с минусинскими киргизами. Отмечалось, что в первые 200 лет своего существования Красноярск почти не рос, был лишь административным центром, практически не имея промышленного и торгового значения. Из важных событий прошлого выделялись бунт против воевод, строительство железной дороги и открытие школ. Другие докладчики раскрывали основные события из истории подпольной борьбы с колчаковщиной и имена павших в этой борьбе героев, вспоминали открытие медицинских учреждений в дореволюционном Красноярске усилиями Общества врачей, призывали изучать историю края.
Орден, театр, концерт
Только через 50 лет праздник ко Дню города возобновили. В 1978 году Красноярск отмечал 350 лет со дня основания. К юбилею готовились очень тщательно. Коммунальные службы метр за метром буквально «вылизывали» площади, улицы и скверы. Ударными темпами достраивался театр оперы и балета. Передовики производства заучивали праздничные рапорты о трудовых достижениях. Ждали именитых гостей — партийную номенклатуру со всех концов Сибири. Гостем № 1 должен был стать генеральный секретарь ЦК КПСС. Однако Леонид Ильич не стал дожидаться юбилейных мероприятий. Прибыл раньше. Наградил город орденом Октябрьской Революции и уехал. И всё же благодаря этому краткосрочному визиту первое официальное празднование дня рождения Красноярска приобрело доселе невиданный размах…
Утро 12 августа началось с праздничного митинга на площади Революции. Со всего города подтягивались колонны трудящихся. Портреты народных вождей, лозунги «Городу революционных традиций — 350», «Юбилею родного города — достойную встречу», гром оркестра, торжественное возложение цветов к памятнику В. И. Ленину, многочасовой митинг… Гвоздем программы стала речь Героя Социалистического Труда, токаря завода «Сибтяжмаш» Ивана Шалькова. Он зачитал послание к красноярцам 2028 года. После чего письмо к потомкам вместе с юбилейными номерами газет «Красноярский рабочий» и «Красноярский комсомолец» положили в металлическую капсулу и замуровали под одной из плит на новой городской площади — имени 350-летия Красноярска (сегодня — Театральная). В этот же день состоялось торжественное открытие Красноярского государственного театра оперы и балета. Первыми зрителями премьерного спектакля — оперы «Князь Игорь» — стали строители, именитые гости и партийно-хозяйственная элита города и края.
В День города музыканты симфонического оркестра Ивана Шпиллера играли под открытым небом на набережной Енисея. На Центральном стадионе выступали звёзды советской эстрады.
Нюанс
До 1919 года включительно День города в Красноярске отмечался 19 августа, в праздник Преображения Господня. Эта дата соответствует историческим документам, согласно которым отряд Андрея Дубенского заложил в этот день (6 августа 1628 года по старому стилю) «первое бревно» Красноярского острога. Острог был построен за 12 дней. С установлением советской власти традиция празднования Дня города прервалась, и возобновилась лишь в 1978 году, когда Красноярск с размахом отпраздновал свое 350-летие. Праздничные мероприятия продолжались целую неделю, с 12 по 19 августа.
Акцент
Показательно, что к 300-летию Красноярска музей Приенисейского края получил от Главнауки 35 тысяч рублей, которые были израсходованы на реконструкцию здания и оформление интерьеров. Юбилей помог красноярской интеллигенции добиться заметных результатов в развитии инфраструктуры местной культурной жизни.
В тему
В главной новосибирской газете в 1928 году красноярцев упрекнули за то, что вместо по-социалистически грамотного и верного названия в честь Парижской коммуны городскому переулку присвоили имя Дубенского. Статья называлась так: «Красноярский Совет увековечил память царского колонизатора».
При подготовке текста использованы материалы «Народной энциклопедии «Мой Красноярск»
Фото: архивы Красноярского края ВКонтакте