С тех пор как у нас в стране стал развиваться бизнес и практически до недавних пор бытовало мнение, что между предпринимателями, особенно теми, кто ведёт схожую деятельность, существует только лишь конкуренция и не может идти никакой речи о сотрудничестве. Но сейчас приходит понимание, что, объединившись, компании способны добиться гораздо большего, чем в одиночку. Общество, административные власти, законодатели скорее прислушаются не к директору какого-то отдельного предприятия, а к объединению бизнесменов, ратующему за интересы всей отрасли. Подобные сообщества называются кластерами, которые уже успешно работают в Красноярском крае.
Здравствуйте, я производственник
Начнём с конкретного примера и расскажем, зачем вступила в ресурсно-сервисный кластер местная компания «ТЕХНО-ГИБ», производящая строительные панели.
— При создании своей продукции мы применили передовые технологии, поэтому наши панели признаны инновационной разработкой, на них даже имеется патент как на интеллектуальную собственность, — рассказал директор компании Сергей Брусников. — Когда мы услышали о том, что в городе существует центр «Мой бизнес», который помогает предпринимателям развиваться, то решили, что нам сам бог велел туда обратиться.
Сергей Брусников пришёл в «Мой бизнес», и сказал: «Здравствуйте, я производственник. Какую поддержку от государства может получить наше предприятие?» Сотрудники центра убедили изготовителей высокотехнологичных панелей вступить в ресурсно-сервисный кластер, который, если говорить по-простому, представляет собой кооперационное объединение предпринимателей со схожими интересами.
Результаты не заставили себя ждать. Новичкам помогли создать интернет-сайт с описанием всех достоинств их продукции. А ещё предприниматели смогли получить знак качества «Сделано в России» в виде птички-триколора. Эта добровольная сертификация направлена на повышение узнаваемости и престижа российских товаров за рубежом. Её проходят примерно по такому же принципу, по какому производители продуктов питания в Красноярском крае доказывают право нанесения на упаковки с мясными полуфабрикатами, молочными и кондитерскими изделиями отличительного знака «Зелёная шишка».
Важным достижением по линии кластерного взаимодействия стало то, что панели от «ТЕХНО-ГИБ» включили в реестр Минпромторга. Перечень отечественных изделий, одобренных экспертами и прошедших все необходимые испытания, является своего рода путеводителем для коллег-бизнесменов. Так, строителям сегодня не надо ломать голову над тем, где взять материалы и комплектующие, которые через месяц не развалятся. Реестр Минпромторга, с одной стороны, сужает выбор, с другой — даёт гарантии.
Сарафанное радио
Если «ТЕХНО-ГИБ» — недавно появившаяся на рынке компания, то фирма по выпуску товаров для сна Sleepkaif имеет богатую историю и даже покупателей из числа звёзд российской эстрады. Однако и для таких производителей присоединение к ресурсно-сервисному кластеру оказалось нелишним.
О центре «Мой бизнес» в Sleepkaif узнали от сотрудника, пришедшего из другой компании.
— На прежнем моём месте работы «Мой бизнес» организовывала нам выставку в Китае, обучение разным полезным навыкам, — поделился вновь принятый специалист.
В итоге профи по кроватям и матрасам тоже вышли на контакт с «Моим бизнесом». И буквально сразу, с помощью встреч в формате видеоконференций нарастили список потенциальных партнёров в ближнем зарубежье. Затем под руководством опытных кураторов из мира медиа сняли презентационные ролики. Следующими шагами стало прохождение процедуры сертификации, а также внедрение на предприятии методов бережливого производства в рамках национального проекта «Производительность труда».
О том, каких серьёзных подвижек можно добиться, просто подав заявку и пакет документов для вступления в кластер (бесплатно и не выстаивая длинные очереди в какие-нибудь кабинеты), руководящие работники Sleepkaif рассказали своим знакомым. В частности, производителям рукавных фильтров для промышленной очистки, которые в свою очередь через платформу «Мой бизнес» вышли на золотодобытчиков, заключили с ними договоры на поставки. И тем самым укрепили свои позиции на рынке.
Инициатива с мест
По словам руководителя Центра кластерного развития (подразделение регионального центра «Мой бизнес») Юлии Гудковой, в ресурсно-сервисный кластер входят компании, связанные непосредственно с производством либо с обслуживанием оборудования, отделкой готовых помещений и так далее. Но, вообще, это лишь одно из направлений, где профессионалы кооперируются для решения актуальных вопросов. Есть ещё другие кластеры: агропромышленный, социальный, креативный; туристско-рекреационный, «арктический», цифровой. И даже имеется отдельная команда единомышленников, выпускающих органическую продукцию (стопроцентно натуральную, свободную от химических консервантов).
Как показывает практика, каждое сообщество даёт своим участникам определённые преимущества. Взять, к примеру, туроператоров, развивающих сибирские маршруты.
— Наша компания занимается внутренним туризмом и организацией сложных автономных походов в таёжной и горной местности, — сообщил основатель и стратегический директор компании «Эндевор тур» Сергей Ткаченко. — В 2021 году мы с коллегами узнали, что в крае существует туристско-рекреационный кластер. В 2022-м к нему присоединились и сразу же воспользовались мерой поддержки: нам оплатили 80 процентов за производство и выпуск в эфир рекламы на телевидении. Сейчас мы активно внедряем новые технологии и проекты, плотно занимаемся популяризацией пешеходного туризма среди детей. Господдержка, конечно же, помогает быстрее и эффективнее реализовать все идеи и замыслы.
Кстати, не все сообщества предпринимателей формируются в краевом центре. Решение об организации агропромышленного кластера, допустим, было принято в Минусинске, и в эту структуру первоначально вошли сельскохозяйственные акционерные общества, ведущие свою деятельность преимущественно на юге региона. Селяне тогда объединились не только для того, чтобы получать на законных основаниях помощь от государства, но и для того, чтобы вместе решать насущные проблемы. Такие, как нехватка оборудования и запчастей, потери урожая из-за обстоятельств непреодолимой силы, эффективная реализация хлеба, молока и мяса.
Время возможностей
Многие предприниматели, вступившие в «профильные» кластеры, отмечают, что подобные объединения в конечном счёте делают сильнее и неуязвимей нашу страну. Причём дело здесь не только в импортозамещении. Думающие люди видят сегодня вокруг множество возможностей, мотивацию для раскрытия своих талантов. Замечают, что по-настоящему толковые начинания находят поддержку власти: городской, краевой, российской. И это их побуждает не стоять на месте, двигаться вперёд.
— Бизнес привык выживать самостоятельно, но сейчас так уже не получится, — считает руководитель компании «ТЕХНО-ГИБ» Сергей Брусников. — Другое время, другая экономика. Предпринимателям нужно кооперироваться — между собой и с государством. От этого они только выиграют. Не все пока до конца понимают суть перемен и готовы правильно воспринимать новую информацию. Но раз процессы кооперации начались, ничего уже не повернётся вспять. Есть восточная мудрость: учитель приходит тогда, когда готов ученик. То есть если человек на каком-то этапе своего жизненного и профессионального развития осознаёт, что готов что-то менять, появляется тот, кто ему поможет это сделать. Мне кажется, что-то подобное сейчас и начинает происходить.
Акцент
Продукция российского производства, внесённая в реестр Минпромторга, вызывает доверие со стороны потенциальных потребителей. Сегодня все выступают за развитие местных брендов, ратуют за родные продукты, за возрождение промышленности, за путешествия по России. Местный товар или услуга — это по определению показатель качества. А если речь идёт о каких-то приборах или механизмах, то и гарантия того, что его при поломке будет легче заменить или отремонтировать.
В тему
В Красноярском крае работает портал поставщиков «Сделано в крае», где сформирована единая база производимой продукции и услуг малых и средних предприятий, а также самозанятых лиц, проживающих на территории региона.
Портал создан для того, чтобы компании смогли выстроить удобные логистические цепочки и оперативно, в автоматическом режиме заключать сделки. Электронный ресурс нацелен на развитие кооперации между малыми и средними компаниями, на помощь в поиске новых рынков сбыта продукции, на стимулирование импортозамещения, а также на повышение открытости и прозрачности контрактных решений.
Кроме того, сервис «Сделано в крае» позволяет получать важную дополнительную информацию организациям, осуществляющим закупки.